Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Федералы поставили на место чиновников Зауралья, обманувших президента

Федералы поставили на место чиновников Зауралья, обманувших президента

Так Москва спасла Курганскую область от масштабного кризиса

Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго остановили надвигающийся кризис в Курганской области: ведомства отказались идти на поводу у амбиций местных чиновников, и не стали пересматривать систему расчета тарифов на электроэнергию в Зауралье.

На федеральный уровень вопрос о тарифах на электричество в Курганской области вышел после встречи президента Владимира Путина и губернатора Вадима Шумкова. Позже вопросом занимался помощник президента Андрей Белоусов. В интерпретации властей региона тарифы завышены, и одна из причин — именно метод тарифного регулирования. После чего правительство области обратилось в профильные инстанции — Минэнерго и ФАС.

По данным «URA.RU», это стало причиной приезда в Курганскую область спецкомиссии, к которую вошли сотрудники Минэнерго России, ФАС, Уральского управления Ростехнадзора, «Технической инспекции ЕЭС», «МРСК Урала», Центра технического надзора. Специалисты оценили состояние объектов «СУЭНКО», а также реализацию инвестиционной программы. «В итоговом отчете указано, что план финансирования выполнен на 100%, все проведенные работы были обоснованы, а стоимость реконструкции у „СУЭНКО“ ниже, чем на аналогичных объектах в электросетевых компаниях УрФО», — сообщили в компании.

«Специалистов в тарифном регулировании в России в принципе немного, а у Шумкова их, судя по всему, вообще нет. Действующий метод предполагает инвестиции в энергетику, а отказ от него лишит территориальную сетевую организацию средств на капвложения. Останутся деньги только на погашение кредитов, которые привлекались ранее для выполнения долгосрочной инвестпрограммы. Если говорить простым языком, речь идет о попытке создать масштабный кризис, когда в энергетику региона не будут вкладывать ни копейки», — отмечает источник, знакомый с ситуацией.

Итоговое и важнейшее для Курганской области решение приняла комиссия Федеральной антимонопольной службы РФ по рассмотрению споров и разногласий. В ведомстве не согласились с аргументацией курганских чиновников, заявлявших, что при утверждении метода доходности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base, RAB — система тарифного регулирования, направленная на привлечение инвестиций) были нарушения закона. Это же совпадает и с позицией Минэнерго России, ранее озвучившего свою позицию по Зауралью: тариф для населения в области низкий и его бы поднять.

«Выручка на содержание сетевого комплекса АО «СУЭНКО» отрегулирована на одном из минимальных уровней в стране, и ни у кого не должно быть иллюзий, что изменение метода регулирования приведет к снижению тарифов.

Тариф, как в Кургане, или даже выше еще в 30 с лишним регионах. Среди них Алтай, Ульяновская, Саратовская, Брянская, Калужская, Костромская, Курская, Ярославская области и даже Тула. То есть те субъекты, где экономика лучше, хотя в Зауралье и пытаются списать проблемы с инвестициями на энергетику», — добавляет инсайдер.

За последние 10 лет в модернизацию и реконструкцию электросетевого комплекса Курганской области вложено более 10 млрд рублей. По оценкам Минэнерго РФ и Ростехнадзора у «СУЭНКО» показатели надежности и качества одни из лучших в стране. В отчетах Минэнерго также объясняются тарифы на электрическую энергию в Курганской области (далеко не самые высокие в России) — электросетевой комплекс исторически огромен, но полезного отпуска электроэнергии потребителям слишком мало: с конца 80-х произошло почти двукратное снижение потребления электроэнергии хозяйствующими субъектами региона.

«Есть разные модели расчета тарифов. Одни направлены на инвестиции и развитие сетевого хозяйства, другие позволяют экономить. Иногда это действительно вызывает проблемы на уровне регионов, кто в итоге прав — решается на уровне Федеральной антимонопольной службы. Не способны справиться на уровне региона — будет разбираться федеральный центр», — отметил Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.

«Решение ФАС по расчету тарифов на электроэнергию, подтвердившее высказанную ранее позицию Минэнерго, является серьезным сдерживающим фактором для администрации Курганской области. Опираясь на опыт „бури и натиска“ предвыборного периода, губернатор Вадим Шумков определенно рассчитывал добиться изменения тарифной политики с помощью федеральных властей. Но это ему не удалось. Это в том числе означает, что его взаимоотношения с бизнес-группами должны стать более адекватными, предусматривающими регулярную коммуникацию», — отмечает директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

На момент публикации получить комментарий в правительстве Курганской области не удалось — начальник департамента информационной и внутренней политики Анастасия Гусарова на звонки не ответила. По неофициальным данным, власти Зауралья планируют и дальше использовать тему якобы завышенных тарифов, даже несмотря на очевидную позицию федерального центра.

Автор: Антон Степыгин

Источник: Ura.Ru, 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики