Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Новый оператор ГТС Украины разблокирует переговоры по транзиту с «Газпромом»

И. Юшков: Новый оператор ГТС Украины разблокирует переговоры по транзиту с «Газпромом»

 

Создание независимого от «Нафтогаза» оператора газотранспортной системы завершено. Об этом в пресс-релизе заявил секретариат Энергетического сообщества Европейского союза. Создание нового оператора ГТС стало возможным благодаря закону, который вступил в силу на Украине 17 ноября – он позволил выделить ГТС из структуры «Нафтогаза».

Предыдущее руководство «Нафтогаза» множество раз демонстрировало полную недоговороспособность. Создание нового оператора ГТС разблокирует диалог по транзиту газа. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«С одной стороны, окончательное создание и сертификация нового оператора газотранспортной системы – это хорошо. Потому что переговоры по транзиту можно вести с новой компанией, с которой у «Газпрома» нет истории конфликта. Новый оператор, насколько я понимаю, в отличие от «Нафтогаза», пока не настроен срывать этот транзит. «Нафтогаз» не желает подписывать договор – его менеджер открыто говорит о срыве транзита российского газа в Европу этой зимой. Поэтому шансов договориться по транзиту – теперь больше.

С другой стороны, российская сторона настаивает на пакетном соглашении – помимо договора о транзите, Москва желает подписать договор на поставку газа для Украины и, соответственно, обнулить взаимные претензии. Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» выплатить деньги именно «Нафтогазу», поэтому из переговоров о пакетном соглашении «Нафтогаз» все равно не уходит. Это минус, ведь он продолжит занимать жесткую позицию и блокировать переговорный процесс. В этом плане, создание нового предприятия – оператора газотранспортной системы – не решит полностью существующие проблемы.

 

Новый оператор газотранспортной системы — это огромный плюс. По европейским нормам он обязан провести аукцион, на который может прийти «Газпром» и поучаствовать в разыгрывании мощностей по прокачке газа. Вместе с тем существует вопрос в размере и продолжительности лота. Не факт, что они создадут маленький лот – например, на 10 млрд кубов сроком на год или на полгода. Они могут создать лот на 90-100 млрд кубов на 10 лет. Естественно, такие условия «Газпрому» не подойдут, и транзитного договора не будет», — высказал свое мнение эксперт.

Создание независимого оператора ГТС не отменяет взаимных претензий между «Нафтогазом» и «Газпромом». Тем не менее, это все равно небольшое движение вперед, — отмечает собеседник ИА «Новоросссия».

«Теперь у «Газпрома» есть пространство для маневра. Если ему действительно нужно будет подписывать транзитный договор, тогда он пойдет на аукцион – претензии по поводу Стокгольмского арбитража останутся за скобками, а вопрос транзита вынесут в отдельную плоскость переговоров с новым оператором. 

Европейский союз пытается подтолкнуть обе стороны договориться между собой. Существенных рычагов давления на «Нафтогаз» у него нет. Давить на Зеленского и правительство бесполезно, ведь в целом они готовы идти на компромиссы. Однако переговоры блокирует «Нафтогаз», который по факту не подчиняется нынешним властям Украины. В этом и основная проблема – у них нет единой позиции. Поэтому Боюссель здесь довольно ограничен в своих возможностях. Он предоставляют площадку и некие пожелания, однако все, что они предлагали уже и так сделали. ЕС предлагал создать независимого оператора газотранспортной системы, чтобы было все по-честному, как в Европе. Тогда автоматически можно было бы контрактовать транзитные мощности. Однако Россия настаивает на пакетном соглашении и в какой-то степени это блокирует плюсы от создания независимого оператора газотранспортной системы Украины.

 

Мы все равно вынуждены договариваться с «Нафтогазом», потому что наша позиция исходит из обязательного отказа от взаимных претензий. Однако взаимные претензии у нас не с новым оператором, а с «Нафтогазом», который все равно останется участником переговоров.Я думаю, «Газпром» идет на это, так как уверен, что отопительный сезон пройдет и без украинского транзита. Здесь Европейский союз мало, что может сделать – полного контроля над Украиной у него нет. В этом и проблема – он может давить на украинскую власть, но не может на «Нафтогаз», который слушает Вашингтон, а не Брюссель. В этом и сложность», — резюмировал Игорь Юшков.

 


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Источник: ИА «Новороссия», 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики