Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ископаемая устойчивость

Ископаемая устойчивость

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в российском энергобалансе растет ускоренными темпами. Несмотря на это, роль углеводородных источников энергии в стране останется главной.

Глобальное потребление электроэнергии из возобновляемых источников выросло в мире в 4,5 раза за последнее десятилетие. Но доля ВИЭ в глобальном энергобалансе все еще составляет несколько процентов, а основным энергоносителем остается ископаемое топливо. По оценкам экспертов, этот расклад принципиально не изменится в ближайшие два десятилетия, хотя ВИЭ-генерация и будет расти опережающими темпами. Эксперты полагают, что Россия в целом будет следовать мировым трендам, но роль возобновляемой энергетики в нашей стране останется минимальной.

Работа за «зеленые»

Минэкономразвития России в ноябре 2019 года разместило на портале проектов нормативных правовых актов законопроект о введении в стране системы «зеленых» сертификатов. Этот документ планируется выдавать «по факту производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии на квалифицированном генерирующем объекте». Объект этот должен быть введен в эксплуатацию после 2024 года «в рамках механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке». Ожидается, что закон будет принят в 2020 году, а сертификаты начнут действовать с 2024 года.

Сертификат будет выдаваться на конкретный объем электроэнергии, его можно будет продавать на специальной площадке. Как указывают разработчики законопроекта, владелец получит право объявить, что использует в своей работе «зеленую» энергию и таким образом способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Что, в свою очередь, должно сказаться на имидже компании.

Таким образом, «зеленые» сертификаты станут частью системы поддержки ВИЭ. Сейчас действует программа, в рамках которой солнечные электростанции и ветропарки строят на основе договоров предоставления мощности (ДПМ), которые гарантируют инвесторам возврат средств с доходностью 12% годовых. Эта доходность заложена в тариф, то есть «зеленую» энергетику финансируют все потребители электроэнергии. Программа заканчивается в 2024 году, сейчас обсуждается возможность дальнейшего применения ее принципов.

Заместитель министра энергетики России Юрий Маневич в ходе форума «Российская энергетическая неделя» в октябре рассказывал, что во второй программе поддержки ВИЭ государство будет рассматривать горизонт до 2035 года и предложит гарантированную доходность для привлечения в нее 400 млрд руб.

Глава ведомства Александр Новак в ноябре, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа, сообщил, что электроэнергетический комплекс России включает более 1 тыс. электростанций, из них 11 атомных станций, 170 гидростанций, 935 тепловых электростанций и более 90 станций, работающих на ВИЭ. По оценке Минэнерго, в прошлом году было построено генерирующих объектов на основе ВИЭ суммарной мощностью свыше 370 МВт, что примерно в 2,5 раза выше показателя 2017 года. По прогнозам, в этом году будет введено еще около 900 МВт мощности. Мощность ВИЭ-станций превысит 2,2 ГВт. Это один из крупнейших энергетических комплексов в мире, сказал министр.

Между тем на общем фоне объем ВИЭ в России крайне незначителен. По данным Минэнерго, на долю тепловых электростанций приходится 67,7% установленной мощности, на гидроэлектростанции — 19,9%, на АЭС — 12%, на ветровые электростанции — 0,3%, на солнечные — 0,1%. В последнюю неделю ноября 2019 года, по сведениям НП «Совет рынка», в европейской части России и на Урале на ТЭС пришлось 65,3% выработки, на ГЭС, АЭС и ВИЭ — 9,36, 25,22 и 0,12% соответственно. В Сибири доля возобновляемой энергетики вообще была на уровне погрешности: ТЭС — 51,99%, ГЭС — 48%, ВИЭ — 0,01%.

Эти цифры резко контрастируют с показателями некоторых западных промышленно развитых стран. Например, в Германии, по данным Fraunhofer ISE, за первые шесть месяцев 2019 года доля электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, в среднем составляла 46%.

Согласно оценке BP Statistical Review of World Energy 2019, по итогам 2018 года на долю ВИЭ в мире пришлось 4,1% потребленных энергоресурсов, еще 6,8% занимала гидроэнергетика. За последние десять лет потребление «зеленых» энергоресурсов выросло в 4,5 раза — с 124,1 млн до 561,3 млн т нефтяного эквивалента. Крупнейшим производителем и потребителем ВИЭ-электричества является Евросоюз, далее идут Китай и США. 

Накопительный эффект

Прогнозы всех авторитетных исследовательских институтов говорят, что доля ВИЭ будет расти еще быстрее, чем сейчас. Юрий Мельников, старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», отмечает, что к 2040 году доля ВИЭ (включая гидроэнергетику) в мировом энергопотреблении может вырасти до 25% и даже до 30–45%. Доля ветра и солнца в генерации электроэнергии при этом может увеличиться в пять—десять раз. Такие сценарии содержатся в совместном прогнозе школы и Института энергетических исследований РАН. Но позиции ископаемого топлива как доминирующего энергоносителя остаются незыблемыми. Пока стоимость «зеленого» киловатта выше угольного или газового. Ископаемое и более дешевое топливо особенно актуально для густонаселенных, но бедных развивающихся стран, где постоянно увеличивается потребление электроэнергии. С 2008 по 2018 год потребление первичных энергоресурсов увеличилось на 35% в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в ОЭСР — не изменилось, свидетельствуют данные BP Statistical Review. Характерно, что на фоне борьбы с глобальным потеплением потребление угля растет, а не падает. За десять лет его производство в мире выросло на 15%.

К тому же пока не решен вопрос накопления электроэнергии в промышленных объемах, а это значит, что энергосистема только на ВИЭ не может быть сбалансированной.

Усиление позиций ВИЭ в последнее десятилетие связано и с ростом спроса на электроэнергию, и с тем, что в развитых странах в отличие от развивающихся взят курс на отказ от использования ископаемого топлива, прежде всего нефти и угля, а также атомной энергии. В Германии объявлено о планах закрыть все угольные и атомные станции; Франция, крупнейшая «ядерная держава» Старого Света, также решила вывести из оборота часть АЭС. В Японии после аварии на Фукусиме общие объемы выработки на АЭС в 2018 году были в пять с лишним раз ниже уровня 2008 года. 

В развивающихся странах, таких как Китай, выработка на АЭС лишь растет. В России также наращивают масштабы ядерной энергетики, переходя на технологии последнего поколения (III+), отличающиеся повышенной эффективностью и надежностью. К таким решениям относится продукт «Росатома» — реактор ВВЭР-1200, который в концерне называют флагманским. Первый энергоблок с этой установкой на Нововоронежской АЭС-2 был включен в энергосистему России в августе 2016 года.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что на Западе интерес к ВИЭ оправдан тем, что там нет своих обширных запасов дешевых энергоносителей, их приходится импортировать. «Если бы у них были такие же запасы углеводородов, как у нас, сомневаюсь, что они бы развивали ВИЭ», — говорит эксперт. Россия ни от кого в этом не зависит, и нам стоит очень рационально подходить к возобновляемой энергетике, поскольку стоимость «зеленого» киловатта выше традиционного. Ее надо развивать в тех регионах, где для этого есть природно-климатические предпосылки, считает он.

«Задачи массово внедрять ВИЭ нет. Если мы будем это делать, то у нас только вырастет себестоимость электроэнергии и отопления, что негативно отразится на благосостоянии людей», — подчеркивает Игорь Юшков.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что помимо наличия больших запасов дешевых энергоносителей развитию ВИЭ в России мешало отсутствие собственного производства оборудования. С недавних пор этот пробел в основном восполнен — построены заводы по выпуску солнечных панелей, мачт и лопастей для ветряков. Это позволит в дальнейшем активизировать использование возобновляемых источников в энергетике.

Однако стоимость электроэнергии, вырабатываемой на основе ВИЭ, останется высокой и потребует субсидий. Паритет с другими видами генерации в мире может быть достигнут в начале 2030-х годов, говорит Сергей Пикин. По его оценке, доля ВИЭ после 2030 года в России может достичь примерно 5% — и этот ориентир можно назвать амбициозным. Эксперт также отмечает, что серьезных структурных изменений в энергобалансе страны ждать не стоит. Доля атомной энергетики не будет сокращаться, поскольку это базовые станции, способные работать по полвека, что в итоге делает вырабатываемую ими электроэнергию самой дешевой.

Автор: Евгений Третьяков

Источник: РБК+, 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики