Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Энергетические отношения с Белоруссией остаются сложным вопросом – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Путин озвучил позицию РФ на энергетических переговорах с Белоруссией

Во время своей большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не будет дотировать Белоруссию газом, что является основополагающим заявлением главы государства, учитывая завтрашние переговоры с Минском.

Россия и Белоруссия согласовывают большой план по интеграции двух государств, причем прошла информация, что Россия согласилась компенсировать белорусским НПЗ убытки от налогового маневра путем распространения на них своего обратного акциза.

Напомним, что постепенная отмена экспортной пошлины на энергоресурсы и перевод фискальной нагрузки на НДПИ приведет к тому, что внутренние цены на нефть в России значительно поднимутся, что ударит по Белоруссии, закупающей наше сырье по особым правилам. Это и стало причиной того, что Белоруссия, будучи суверенным государством, затребовала компенсации, как у российских компаний.

По газу аналогичная ситуация – Белоруссия требует цен на сырье, как в Смоленской области, несмотря на то, что даже с экономической точки зрения тождества здесь быть не может. Просто цены на газ в России разнятся в силу специфики наших регионов.

«Пока нельзя быть на сто процентов уверенными, что договоренности на завтрашних переговорах Путина и Лукашенко будут окончательно зафиксированы. То же самое можно сказать и по распространению на Минск обратного акциза», - заключает Юшков.

Ведь о распространении на Белоруссию российской демпфирующей надбавки не объявлено официально, поскольку об этом сообщило только одно издание. Так что, в этом вопросе нет стопроцентной гарантии, из-за чего эта тема может быть переиграна.

«В ответ на выплату демпфирующих надбавок Белоруссии должны произойти уступки со стороны Минска, а вот какие они будут, пока непонятно. Минск ведь настаивает, что ни на какие уступки, которые подразумевают ограничение белорусского суверенитета, в этой стране не пойдут, поэтому далеко не факт, что стороны в текущем году о чем-то смогут договориться», - констатирует Юшков.

Белоруссия получит льготы в обмен на двусторонние уступки

Что касается газа, то, как замечает Игорь Валерьевич, Белоруссия действительно требует цены на сырье на уровне Смоленской области, но ведь Путин по этому вопросу не раз замечал, что данный российский регион по энергоресурсам дотируется из федерального бюджета.Поэтому белорусы здесь требуют не внутренней российской цены на газ, а прямых дотаций, на что Россия идти не хочет, поскольку это означает не специальные ценовые преференции Белоруссии, а, по сути своей, двойное субсидирование белорусской экономики.

«По Смоленской области государство выплачивает компенсации поставщику газа, поскольку там не рыночная цена, за которую как раз и зацепились белорусские власти. Смоленск просто физически отдален от Ямала, а чем дальше регион оттуда, то тем менее рентабельно поставлять туда газ. По этой причине газ в Смоленск поставляет только компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

Независимым производителям это просто невыгодно, а компания «Газпром» сосредоточена на решении государственных задач.

«Соответственно, в этой своей ремарке Путин ответил на претензии Белоруссии и на откровенные «хотелки» Минска. Путин заявил нашим белорусским партнерам, что цены на газ, как в Смоленске, у них точно не будет. В силу этого, Минску не надо рассчитывать на то, что отпускная цена на газ для Белоруссии будет в России меньше 100 долларов за тысячу кубов», - заключает Юшков.

По мнению Игоря Валерьевича, это говорит о том, что белорусы сосредоточат свои усилия на лоббировании льгот в нефтяной отрасли, где также существует много вопросов, начиная от объемов этих дотаций, заканчивая их конкретной спецификацией.

«В вопросе демпфирующей надбавки для Белоруссии важным моментом является то, какую часть экспорта она будет покрывать. Это 6 млн тонн нефти, которые перерабатывают белорусские НПЗ для потребления в Белоруссии. Или разговор идет о 18 млн тонн, которые Минск задействует для экспорта – там ведь вообще хотят увеличить эту цифру до 24 млн тонн», - констатирует Юшков.

Данный момент является принципиальным, ведь если Россия будет «компенсировать» все поставки нефти в Белоруссию, то мы будет доплачивать белорусам за их валютный экспорт, поскольку нефтепродукты из этой страны сегодня активно продаются в Европе.

«Еще непонятно, какая будет формула демпфирующей надбавки для Белоруссии, поскольку в России ее уже успели поменять три раза. Она и так очень сложная и учитывает огромное количество рыночных факторов», - резюмирует Юшков.

Естественно, мы будем обсуждать эти вопросы с Белоруссией, поскольку мы хотим точно знать, куда идут наши субсидии и хотим, чтобы это происходило открыто, чтобы нам затем не говорили, что это «Минск субсидирует Москву». Также РФ хочет получить смысл для своей дотационной политики в виде интеграции в Белоруссией, ведь, в противном случае, непонятно, зачем нам продолжать эту линию.

Именно эти вопросы будут обсуждаться с Белоруссией, причем непосредственно от лица президента Путина.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики