Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Энергетические отношения с Белоруссией остаются сложным вопросом – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Путин озвучил позицию РФ на энергетических переговорах с Белоруссией

Во время своей большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не будет дотировать Белоруссию газом, что является основополагающим заявлением главы государства, учитывая завтрашние переговоры с Минском.

Россия и Белоруссия согласовывают большой план по интеграции двух государств, причем прошла информация, что Россия согласилась компенсировать белорусским НПЗ убытки от налогового маневра путем распространения на них своего обратного акциза.

Напомним, что постепенная отмена экспортной пошлины на энергоресурсы и перевод фискальной нагрузки на НДПИ приведет к тому, что внутренние цены на нефть в России значительно поднимутся, что ударит по Белоруссии, закупающей наше сырье по особым правилам. Это и стало причиной того, что Белоруссия, будучи суверенным государством, затребовала компенсации, как у российских компаний.

По газу аналогичная ситуация – Белоруссия требует цен на сырье, как в Смоленской области, несмотря на то, что даже с экономической точки зрения тождества здесь быть не может. Просто цены на газ в России разнятся в силу специфики наших регионов.

«Пока нельзя быть на сто процентов уверенными, что договоренности на завтрашних переговорах Путина и Лукашенко будут окончательно зафиксированы. То же самое можно сказать и по распространению на Минск обратного акциза», - заключает Юшков.

Ведь о распространении на Белоруссию российской демпфирующей надбавки не объявлено официально, поскольку об этом сообщило только одно издание. Так что, в этом вопросе нет стопроцентной гарантии, из-за чего эта тема может быть переиграна.

«В ответ на выплату демпфирующих надбавок Белоруссии должны произойти уступки со стороны Минска, а вот какие они будут, пока непонятно. Минск ведь настаивает, что ни на какие уступки, которые подразумевают ограничение белорусского суверенитета, в этой стране не пойдут, поэтому далеко не факт, что стороны в текущем году о чем-то смогут договориться», - констатирует Юшков.

Белоруссия получит льготы в обмен на двусторонние уступки

Что касается газа, то, как замечает Игорь Валерьевич, Белоруссия действительно требует цены на сырье на уровне Смоленской области, но ведь Путин по этому вопросу не раз замечал, что данный российский регион по энергоресурсам дотируется из федерального бюджета.Поэтому белорусы здесь требуют не внутренней российской цены на газ, а прямых дотаций, на что Россия идти не хочет, поскольку это означает не специальные ценовые преференции Белоруссии, а, по сути своей, двойное субсидирование белорусской экономики.

«По Смоленской области государство выплачивает компенсации поставщику газа, поскольку там не рыночная цена, за которую как раз и зацепились белорусские власти. Смоленск просто физически отдален от Ямала, а чем дальше регион оттуда, то тем менее рентабельно поставлять туда газ. По этой причине газ в Смоленск поставляет только компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

Независимым производителям это просто невыгодно, а компания «Газпром» сосредоточена на решении государственных задач.

«Соответственно, в этой своей ремарке Путин ответил на претензии Белоруссии и на откровенные «хотелки» Минска. Путин заявил нашим белорусским партнерам, что цены на газ, как в Смоленске, у них точно не будет. В силу этого, Минску не надо рассчитывать на то, что отпускная цена на газ для Белоруссии будет в России меньше 100 долларов за тысячу кубов», - заключает Юшков.

По мнению Игоря Валерьевича, это говорит о том, что белорусы сосредоточат свои усилия на лоббировании льгот в нефтяной отрасли, где также существует много вопросов, начиная от объемов этих дотаций, заканчивая их конкретной спецификацией.

«В вопросе демпфирующей надбавки для Белоруссии важным моментом является то, какую часть экспорта она будет покрывать. Это 6 млн тонн нефти, которые перерабатывают белорусские НПЗ для потребления в Белоруссии. Или разговор идет о 18 млн тонн, которые Минск задействует для экспорта – там ведь вообще хотят увеличить эту цифру до 24 млн тонн», - констатирует Юшков.

Данный момент является принципиальным, ведь если Россия будет «компенсировать» все поставки нефти в Белоруссию, то мы будет доплачивать белорусам за их валютный экспорт, поскольку нефтепродукты из этой страны сегодня активно продаются в Европе.

«Еще непонятно, какая будет формула демпфирующей надбавки для Белоруссии, поскольку в России ее уже успели поменять три раза. Она и так очень сложная и учитывает огромное количество рыночных факторов», - резюмирует Юшков.

Естественно, мы будем обсуждать эти вопросы с Белоруссией, поскольку мы хотим точно знать, куда идут наши субсидии и хотим, чтобы это происходило открыто, чтобы нам затем не говорили, что это «Минск субсидирует Москву». Также РФ хочет получить смысл для своей дотационной политики в виде интеграции в Белоруссией, ведь, в противном случае, непонятно, зачем нам продолжать эту линию.

Именно эти вопросы будут обсуждаться с Белоруссией, причем непосредственно от лица президента Путина.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики