Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Путин закрыл тему требований Белоруссии по «смоленским» газовым дотациям

Энергетические отношения с Белоруссией остаются сложным вопросом – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Путин озвучил позицию РФ на энергетических переговорах с Белоруссией

Во время своей большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не будет дотировать Белоруссию газом, что является основополагающим заявлением главы государства, учитывая завтрашние переговоры с Минском.

Россия и Белоруссия согласовывают большой план по интеграции двух государств, причем прошла информация, что Россия согласилась компенсировать белорусским НПЗ убытки от налогового маневра путем распространения на них своего обратного акциза.

Напомним, что постепенная отмена экспортной пошлины на энергоресурсы и перевод фискальной нагрузки на НДПИ приведет к тому, что внутренние цены на нефть в России значительно поднимутся, что ударит по Белоруссии, закупающей наше сырье по особым правилам. Это и стало причиной того, что Белоруссия, будучи суверенным государством, затребовала компенсации, как у российских компаний.

По газу аналогичная ситуация – Белоруссия требует цен на сырье, как в Смоленской области, несмотря на то, что даже с экономической точки зрения тождества здесь быть не может. Просто цены на газ в России разнятся в силу специфики наших регионов.

«Пока нельзя быть на сто процентов уверенными, что договоренности на завтрашних переговорах Путина и Лукашенко будут окончательно зафиксированы. То же самое можно сказать и по распространению на Минск обратного акциза», - заключает Юшков.

Ведь о распространении на Белоруссию российской демпфирующей надбавки не объявлено официально, поскольку об этом сообщило только одно издание. Так что, в этом вопросе нет стопроцентной гарантии, из-за чего эта тема может быть переиграна.

«В ответ на выплату демпфирующих надбавок Белоруссии должны произойти уступки со стороны Минска, а вот какие они будут, пока непонятно. Минск ведь настаивает, что ни на какие уступки, которые подразумевают ограничение белорусского суверенитета, в этой стране не пойдут, поэтому далеко не факт, что стороны в текущем году о чем-то смогут договориться», - констатирует Юшков.

Белоруссия получит льготы в обмен на двусторонние уступки

Что касается газа, то, как замечает Игорь Валерьевич, Белоруссия действительно требует цены на сырье на уровне Смоленской области, но ведь Путин по этому вопросу не раз замечал, что данный российский регион по энергоресурсам дотируется из федерального бюджета.Поэтому белорусы здесь требуют не внутренней российской цены на газ, а прямых дотаций, на что Россия идти не хочет, поскольку это означает не специальные ценовые преференции Белоруссии, а, по сути своей, двойное субсидирование белорусской экономики.

«По Смоленской области государство выплачивает компенсации поставщику газа, поскольку там не рыночная цена, за которую как раз и зацепились белорусские власти. Смоленск просто физически отдален от Ямала, а чем дальше регион оттуда, то тем менее рентабельно поставлять туда газ. По этой причине газ в Смоленск поставляет только компания «Газпром», - резюмирует Юшков.

Независимым производителям это просто невыгодно, а компания «Газпром» сосредоточена на решении государственных задач.

«Соответственно, в этой своей ремарке Путин ответил на претензии Белоруссии и на откровенные «хотелки» Минска. Путин заявил нашим белорусским партнерам, что цены на газ, как в Смоленске, у них точно не будет. В силу этого, Минску не надо рассчитывать на то, что отпускная цена на газ для Белоруссии будет в России меньше 100 долларов за тысячу кубов», - заключает Юшков.

По мнению Игоря Валерьевича, это говорит о том, что белорусы сосредоточат свои усилия на лоббировании льгот в нефтяной отрасли, где также существует много вопросов, начиная от объемов этих дотаций, заканчивая их конкретной спецификацией.

«В вопросе демпфирующей надбавки для Белоруссии важным моментом является то, какую часть экспорта она будет покрывать. Это 6 млн тонн нефти, которые перерабатывают белорусские НПЗ для потребления в Белоруссии. Или разговор идет о 18 млн тонн, которые Минск задействует для экспорта – там ведь вообще хотят увеличить эту цифру до 24 млн тонн», - констатирует Юшков.

Данный момент является принципиальным, ведь если Россия будет «компенсировать» все поставки нефти в Белоруссию, то мы будет доплачивать белорусам за их валютный экспорт, поскольку нефтепродукты из этой страны сегодня активно продаются в Европе.

«Еще непонятно, какая будет формула демпфирующей надбавки для Белоруссии, поскольку в России ее уже успели поменять три раза. Она и так очень сложная и учитывает огромное количество рыночных факторов», - резюмирует Юшков.

Естественно, мы будем обсуждать эти вопросы с Белоруссией, поскольку мы хотим точно знать, куда идут наши субсидии и хотим, чтобы это происходило открыто, чтобы нам затем не говорили, что это «Минск субсидирует Москву». Также РФ хочет получить смысл для своей дотационной политики в виде интеграции в Белоруссией, ведь, в противном случае, непонятно, зачем нам продолжать эту линию.

Именно эти вопросы будут обсуждаться с Белоруссией, причем непосредственно от лица президента Путина.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики