Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Третья сила" попытается помешать транзиту газа через Украину

"Третья сила" попытается помешать транзиту газа через Украину

Главная проблема нового соглашения по транзиту газа через Украину — это возможные противодействия со стороны третьих сил, считает эксперт Алексей Гривач.

 
Глава "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак достигли вечером 19 декабря соглашения с Украиной по новому газовому контракту.

Согласно информации немецкого агентства DPA, посредниками на переговорах в Брюсселе выступили вице-президент ЕС Марош Шефчович и министр экономики и энергетики Германии Питер Альтмайер. Базовое соглашение предусматривает соглашение о будущем сроке контракта и объеме транзита газа через Украину. Подробности пока не оглашены. Президент России Владимир Путин ранее заявлял, что транзит через Украину останется: будет найдено решение, приемлемое для всех, в том числе и для Украины.

"Газпром" в настоящее время все еще зависит от Украины как транзитной страны для экспорта газа в Западную Европу, а Украина в свою очередь зависит от доходов от российского газа, поэтому соглашение напрашивалось. Известно, что детали соглашения будут обсуждаться в пятницу и утверждаться в Москве и Киеве.

Ранее сообщалось, что Брюссель может предложить Москве поставлять российский газ в Европу в 2020 году без заключения нового газового контракта с Киевом. Речь шла о контрактовании "Газпромом" мощностей в украинской газотранспортной системе на краткосрочный и среднесрочный периоды. То есть оператор газотранспортной системы Украины будет обязан по правилам ЕС, которые приняла Украина, выставлять на аукцион свои транзитные мощности. "Газпром" сможет выкупать их, чтобы осуществлять краткосрочные и среднесрочные поставки.

По данным источника РБК в российской газовой компании, "Газпрому" подошел быт этот сценарий, но все будет зависеть от цены такого резервирования.

Известно, что Украина под эту систему уже создала нового оператора ГТС — холдинг "Магистральные газопроводы Украины", подконтрольный Минфину Украины. Он намерен провести техническую встречу с "Газпромом" в субботу.

Ранее в Киеве заявляли, что согласны получить выплату в размере 2,56 миллиардов долларов по решению Стокгольмского арбитража голубым топливом. Кроме того, Украина хотела подписать долгосрочный контракт с сохранением объемов прокачки на уровне 60-80 млрд кубов в год. В свою очередь Москва, строящая обходные газопроводы, настаивала, что новое соглашение может быть заключено только при условии взаимного отказа от претензий в международном арбитраже и прекращения всех судебных разбирательств.

На пресс-конференции 19 декабря Владимир Путин напомнил, что часть резервных средств из фонда национального благосостояния России вложена в украинские ценные бумаги.

 

"$3 млрд — это как раз эквивалентно ($2,56 млрд) тому, что "Газпром" должен "Нафтогазу" по решению Стокгольмского арбитража, - сказал Путин.

"Есть уже решение суда в Лондоне по этому поводу, которое не исполняется", — заявил он.

 

Как сказал "Правде.Ру" заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, Киев взял на себя обязательства имплементировать положения европейского законодательства в свое до конца этого года: нужна сертификация нового оператора ГТС, необходимо установление тарифов, правил и так далее в практику работы в новом формате.

 

"При наличии политической воли с обеих сторон и при правильном воздействии со стороны европейцев, как показывает ход событий, договориться можно. И все идет в этом направлении. Главная проблема, которая сейчас, на мой взгляд, остается, это верификация этих договоренностей в Киеве и способности Зеленского и его команды, правительства имплементировать и выполнить эти договоренности, несмотря на возможные противодействия со стороны третьих сил", — сказал эксперт.

 

Источник: Pravda.ru, 20.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики