Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток – 2" замер в сотне километров от немецкого берега

"Северный поток – 2" замер в сотне километров от немецкого берега

Сбываются худшие прогнозы по газовому маневру вокруг Украины

Швейцарско-голландская компания Allseas приостановила прокладку газопровода «Северный поток – 2» (СП-2). В пятницу президент Дональд Трамп подписал закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону, который вводит санкции против участников сооружения российских газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».

Еще до подписания президентом, после того как оборонный бюджет одобрил американский конгресс, два сенатора-республиканца Тед Круз и Рон Джонсон направили компании Allseas письмо, в котором угрожали «крахом и фатальными юридическими и экономическими санкциями» в случае игнорирования санкций хотя бы на день после подписания. Трамп подписал, Минфин США разъяснил, что санкции вступают в силу немедленно, Allseas дала команду «Стоп машина». Компания заявила, что будет ждать необходимые регуляторные, технические и экологические разъяснения от соответствующих органов США.

В строительстве СП-2 задействованы также итальянская Saipem и российская «Межрегионтрубопроводстрой», но львиная доля от общей протяженности газопровода приходится на три судна Allseas – Pioneering Spirit, Solitaire и Fortitude. После того как Дания согласовала прохождение трубопровода в ее водах в ноябре, суда, принадлежащие Allseas возобновили укладку на дно Балтийского моря двух ниток СП-2 со скоростью 2–5 км в день. Газопровод построен уже примерно на 92%. Но теперь, по данным навигационного портала Marinetraffic, Pioneering Spirit и Solitaire покинули трассу газопровода в датских водах и взяли курс на немецкий порт Мукран, где, вероятно, и будут дожидаться дополнительных разъяснений Минфина США. А возможно, Allseas, у которой есть бизнес-интересы в США, больше вообще не будет укладывать трубы СП-2 ни на какую глубину. Хотя до конца строительства остается 47 км первой нитки и около 70 км второй. А на берегу Германии уже готова сухопутная инфраструктура для приемки российского газа. Очевидно, что теперь она будет задействована гораздо позже намечавшихся прежде сроков.

«Газпром» мечтал запустить газ до боя курантов в декабре 2019 года. Еще в мае глава «Газпрома» Алексей Миллер заверял, что подвижки со сроками запуска СП-2 из-за позиции Дании будут «совсем-совсем» незначительными. Правда, он уже тогда не исключал, что сроки могут быть сдвинуты на 2020 год. В компании – операторе строительства Nord Stream 2 AG официально признавали возможность отсрочки ввода на вторую половину 2020 года.

В Европе, особенно в Германии, возмущены санкциями. Хотя посол США в Берлине Ричард Гренелл и заявил, что санкции были приняты в интересах Евросоюза и «многие европейские страны благодарят за них», представитель Еврокомиссии заявил, что Евросоюз выступает против ограничительных мер в отношении предприятий, «ведущих легальный бизнес». Правительство ФРГ отвергает такие экстерриториальные санкции, говорится в заявлении представителя кабмина Германии Ульрике Деммер, опубликованном в Twitter. А накануне в среду канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Берлин против экстерриториальных санкций США и намерен «решительно обсуждать» вопрос о мерах Вашингтона против СП-2.

Несмотря на санкции со стороны США, российские трубопроводы будут запущены, заявил в воскресенье глава МИД РФ Сергей Лавров. «Я убежден, что «Северный поток – 2», как и «Турецкий поток», состоится. «Турецкий поток» будет запущен буквально через 2–3 недели», – сказал Лавров в программе «Большая игра» на Первом канале. Он выразил уверенность в том, что «европейцы понимают свой коммерческий интерес». «Во-вторых – интерес с точки зрения обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. В-третьих, конечно, их унизили. Все-таки слова прозвучали, в том числе из Берлина, который показывает, что чувство собственного достоинства у наших европейских партнеров еще сохранилось», – отметил Лавров.

Эксперты считают, что на Allseas свет клином не сошелся и технические возможности достроить «Северный поток – 2» еще остаются. Цена вопроса – время, и не исключено, что газ по новой трубе пойдет только через год. Вместе с тем стоит отметить, что подписанное практически в те же часы, что и санкции, соглашение с Украиной на транзит в Европу огромных объемов газа (свыше 200 млрд куб. м в течение ближайших пяти лет) снимает главную для «Газпрома» угрозу – не поставить в европейские страны согласованные в договорах объемы топлива.

«У Allseas есть интересы в США, компания собирается работать в коммерческом проекте по демонтажу морских добычных платформ в Мексиканском заливе. Да и в целом Allseas при прочих равных не хотела бы рисковать любыми проблемами в юрисдикции США, от заморозки активов до ограничения в получении американских виз для своих сотрудников», – сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович.

В том, что Allseas остановила работы, нет ничего удивительного, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «У компании есть интересы в разных регионах мира, она работает со множеством стран. Невыполнение приказов со стороны Америки может дорого обойтись компании в дальнейшем», – поясняет эксперт.

По словам Митраховича, есть два основных варианта развития событий. «Есть вероятность, что через посредничество Германии Allseas все же получит возможность достроить СП-2. Если же Allseas полностью выйдет из проекта, достраивать СП-2 будет сам «Газпром» с помощью своего судна – трубоукладчика «Академик Черский». Его покупка за 1 млрд евро в свое время как раз и была страховкой на случай выхода Allseas из игры», – говорит Митрахович.

По его словам, на Балтике глубины небольшие, и «Академик Черский» скорее всего может справиться, хотя на практике работы именно подобного типа он еще не проводил. «Полный набор технологических компетенций «Академика Черского» наблюдателям за пределами «Газпрома» не сообщался», – говорит Митрахович.

«Академик Черский» сейчас находится в Находке и в Балтийское море сможет прийти не раньше чем через месяц-два, – говорит Деев. – «Газпром» может также использовать баржу «Фортуна», которая ранее была занята на прокладке трубопровода, но она предназначена для работ в прибрежных районах».

По словам экспертов, значительная задержка строительства СП-2 неизбежна (морская часть «Турецкого потока» давно закончена), но не это является главной проблемой новых трубопроводов.

«СП-2 с высокой степенью вероятности заработает в течение 2020 года. Первая нитка «Турецкого потока» скорее всего заработает уже в начале 2020 года, вторая нитка – ближе к концу 2020 года, после строительства необходимой инфраструктуры на Балканах», – говорит Митрахович.

«Если бы не санкции США, работы по прокладке труб в Балтийском море были бы закончены к концу января, теперь, очевидно, работы задержатся. С учетом необходимости строительства инфраструктуры на берегу и технической прокачки можно подозревать, что сроки сдачи трубопровода отодвинутся до конца 2020 года», – говорит Деев.

«Вопрос в другом: на фоне той ожесточенной борьбы, которая сейчас происходит на европейском газовом рынке за счет различных возможных действий со стороны США, оба трубопровода в результате окажутся через пару лет катастрофически недозагружены, – предупреждает эксперт. – С 2023 года от российского газа отказывается Польша, Турция планомерно сокращает долю «Газпрома» в поставках, замещая объемы топливом из Азербайджана и СПГ из других стран. Снижается стоимость СПГ в Европе (за счет наполнения рынка поставками СПГ из США и Катара). Таким образом, можно говорить о том, что перспектива ближайших 2–3 лет для «Газпрома» – существенное снижение доли на европейском рынке, недозагрузка обоих «потоков» и снижение поставок через территорию Украины».

В итоге, по словам Деева, «Газпром» ждет потеря прибыли и космические сроки окупаемости «Северного» и «Турецкого» потоков, которые в результате будут загружены в лучшем случае наполовину. «Можно сказать, что США стараются обанкротить «Газпром» и у них это постепенно получается», – говорит Деев.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 22.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики