Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты объяснили, когда Минск может получить внутрироссийские цены на энергоносители

Эксперты объяснили, когда Минск может получить внутрироссийские цены на энергоносители

Эксперты энергетической отрасли объяснили ФБА «Экономика сегодня», когда и при каких условиях Минск сможет получить внутрироссийские цены на энергоносители.

Минск и Москва концептуально договорились

Договоренность, достигнутая Минском и Москвой, носит предварительный характер, уточняют эксперты. На сегодняшний день определены объемы поставок топлива белорусской стороне – около 20 млрд кубометров газа и 25 млн тонн нефти. Цены на ресурсы еще не установлены, но предполагается, что они останутся на уровне уходящего года.

«Вопрос об объемах поставки газа решен полноценно, так как сейчас у России нет проблем с реализацией природного ресурса. Но проблема может возникнуть на белорусской стороне из-за сокращения потребления газа до 4 млрд кубометров после ввода двух блоков АЭС. При этом сильного скачка в цене на поставку не ожидается», – рассказал руководитель экспертно-аналитического управления ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.

Белоруссия потребляет порядка 20 млрд кубометров газа, потребление энергосистемы – 10 млрд. Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается в Островце, она полностью соответствует международным нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии по безопасности.

«Я думаю, Белоруссия и Россия в скором времени достигнут финала и определятся с остальными условиями. Льготные цены на газ изначально были частью пакета по экономической интеграции и таковыми останутся», – заверил заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Для того, чтобы белорусской стороне получить внутрироссийские цены, уверены эксперты, нужно создать полноценное единое экономическое пространство.

«За последний месяц в этом направлении было сделано больше, чем за несколько предыдущих лет», – добавил Алексей Гривач.

Однако после встречи глав двух государств остались некоторые противоречия и недосказанности. У сторон есть темы, которые необходимо внимательно обсудить, перед тем как прийти к финальной договоренности по интеграции.

«Не до конца рассмотрены вопросы налоговой политики, а именно не принято решение о продлении субсидирования и его размере», – комментирует Алексей Белогорьев.

Договоренность с большими перспективами

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко перешли на новый этап переговоров по интеграционному плану во время встречи в Санкт-Петербурге. Перед беседой были согласованы схемы компенсаций для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Россия в 2019 году начала налоговый маневр, который заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть. Белорусская сторона оценила потери от него в 2019-2024 годах примерно в 11 млрд долларов.

Ранее с учетом льгот Минск приобретал российскую нефть по цене около 75% от мировой. Такая стоимость обеспечивала выгодные условия для белорусских нефтеперерабатывающих заводов и приносила прибыль в государственный бюджет.

«В течение последних месяцев происходит прорыв, и связан он с интеграцией, спровоцированной миграционными процессами. Россия готова дальше субсидировать белорусскую экономику с постепенным сокращением, но только в условиях отсутствия конфликтов», – разъяснил Алексей Белогорьев.

Эксперты прогнозируют, что государства возьмут курс на более тесное экономическое сотрудничество и рассмотрят возможное создание единого налогового и гражданского кодексов, частичное объединение систем банковского надзора, введение единого внешнеторгового режима, единых правил в таможенной и энергетической сферах. На сегодняшний день окончательно согласованы вопросы в сфере сельского хозяйства, связи, регулирования алкогольного рынка.

«Наступает момент истины в российско-белорусских отношениях. С одной стороны, в этих отношениях много непонятного, а с другой – четко прорисовывается политическая история. Процессы интеграции между Россией и Белоруссией однозначно будут усиливаться. Я смело предполагаю, что возможно слияние в одно государство. Это будет одним из громких событий президентства Владимира Путина», – резюмировал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики