Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты объяснили, когда Минск может получить внутрироссийские цены на энергоносители

Эксперты объяснили, когда Минск может получить внутрироссийские цены на энергоносители

Эксперты энергетической отрасли объяснили ФБА «Экономика сегодня», когда и при каких условиях Минск сможет получить внутрироссийские цены на энергоносители.

Минск и Москва концептуально договорились

Договоренность, достигнутая Минском и Москвой, носит предварительный характер, уточняют эксперты. На сегодняшний день определены объемы поставок топлива белорусской стороне – около 20 млрд кубометров газа и 25 млн тонн нефти. Цены на ресурсы еще не установлены, но предполагается, что они останутся на уровне уходящего года.

«Вопрос об объемах поставки газа решен полноценно, так как сейчас у России нет проблем с реализацией природного ресурса. Но проблема может возникнуть на белорусской стороне из-за сокращения потребления газа до 4 млрд кубометров после ввода двух блоков АЭС. При этом сильного скачка в цене на поставку не ожидается», – рассказал руководитель экспертно-аналитического управления ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.

Белоруссия потребляет порядка 20 млрд кубометров газа, потребление энергосистемы – 10 млрд. Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается в Островце, она полностью соответствует международным нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии по безопасности.

«Я думаю, Белоруссия и Россия в скором времени достигнут финала и определятся с остальными условиями. Льготные цены на газ изначально были частью пакета по экономической интеграции и таковыми останутся», – заверил заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Для того, чтобы белорусской стороне получить внутрироссийские цены, уверены эксперты, нужно создать полноценное единое экономическое пространство.

«За последний месяц в этом направлении было сделано больше, чем за несколько предыдущих лет», – добавил Алексей Гривач.

Однако после встречи глав двух государств остались некоторые противоречия и недосказанности. У сторон есть темы, которые необходимо внимательно обсудить, перед тем как прийти к финальной договоренности по интеграции.

«Не до конца рассмотрены вопросы налоговой политики, а именно не принято решение о продлении субсидирования и его размере», – комментирует Алексей Белогорьев.

Договоренность с большими перспективами

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко перешли на новый этап переговоров по интеграционному плану во время встречи в Санкт-Петербурге. Перед беседой были согласованы схемы компенсаций для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Россия в 2019 году начала налоговый маневр, который заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть. Белорусская сторона оценила потери от него в 2019-2024 годах примерно в 11 млрд долларов.

Ранее с учетом льгот Минск приобретал российскую нефть по цене около 75% от мировой. Такая стоимость обеспечивала выгодные условия для белорусских нефтеперерабатывающих заводов и приносила прибыль в государственный бюджет.

«В течение последних месяцев происходит прорыв, и связан он с интеграцией, спровоцированной миграционными процессами. Россия готова дальше субсидировать белорусскую экономику с постепенным сокращением, но только в условиях отсутствия конфликтов», – разъяснил Алексей Белогорьев.

Эксперты прогнозируют, что государства возьмут курс на более тесное экономическое сотрудничество и рассмотрят возможное создание единого налогового и гражданского кодексов, частичное объединение систем банковского надзора, введение единого внешнеторгового режима, единых правил в таможенной и энергетической сферах. На сегодняшний день окончательно согласованы вопросы в сфере сельского хозяйства, связи, регулирования алкогольного рынка.

«Наступает момент истины в российско-белорусских отношениях. С одной стороны, в этих отношениях много непонятного, а с другой – четко прорисовывается политическая история. Процессы интеграции между Россией и Белоруссией однозначно будут усиливаться. Я смело предполагаю, что возможно слияние в одно государство. Это будет одним из громких событий президентства Владимира Путина», – резюмировал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики