Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский транзит: выиграли все, кроме США и Польши

Украинский транзит: выиграли все, кроме США и Польши

На Украине и в России сразу нашлись те, кто посчитал результаты переговоров о транзите российского газа через Украину провалом своих стран. Эксперты, однако, считают, что выиграли все, кроме США и Польши. Первые пока так и не смогли добиться реальной дестабилизации на газовом рынке Европы. А вторые не смогут шантажировать в следующем году «Газпром», когда закончится контракт на транзит российского газа через Польшу.

До 29 декабря «Газпром» и «Нафтогаз Украины» должны подписать пятилетний контракт на поставку через Украину в Европу 215 млрд кубометров газа: 65 млрд — в 2020 году и по 40 млрд — в 2021—2024 годах. Ставки тарифа неизвестны, но, как заявила российская сторона, контракт заключается через «Нафтогаз Украины» с фиксированной суммой и он уже будет сам разбираться по ставкам с национальным регулятором и оператором ГТС. На Украине заявили, что тарифы будут немного выше действующих.

Также в рамках договоренностей «Газпром» выплатит $ 2,9 млрд компенсации и пени за просрочку по решению Стокгольмского арбитража, но «Нафтогаз Украины» откажется от нового иска в $ 12 млрд, а Антимонопольный комитет Украины — от штрафа в $ 7 млрд. 

«Все выиграли, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Создана база для урегулирования конфликтной ситуации в газовой сфере, недопущению сбоя поставок российского газа в Европу и улучшению отношений в целом. Теперь эти договоренности из подписанного протокола нужно быстро конвертировать в конкретные договоры и начать их выполнять». 

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев отмечает, что «Газпрому» придется заплатить $ 2,9 млрд компенсации по решению Стокгольмского арбитража вместе с пеней, однако их и так пришлось бы платить, поскольку все апелляции проиграны.

«Зато Украина откажется от остальных претензий по старым договорам, по которым еще не было судебных решений. Перспективы решений неизвестны, но зачем эти лишние риски, которые в любом случае требуют резервирования средств под них», — отмечает эксперт.

При этом «Газпром» получает ровно такой объем мощностей украинской ГТС, какой ему необходим, чтобы в 2020 году спокойно завершить строительство газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2», дождаться завершения строительства их продолжения и иметь в последующие четыре года резервные мощности, считает Алексей Калачев.

Еще одним немаловажным фактором остается то, что «Газпром» сможет выполнить в следующем году все свои контрактные обязательства, последствия срыва которых сложно предугадать в условиях переизбытка газа на рынке.

Аналитик Александр Собко считает, что основной компромисс со стороны «Газпрома» состоит в транзите 40 млрд кубометров в год до 2024 года.

«В зависимости от спроса в Европе и успехов в достройке второй нитки „Турецкого потока“ по Европе (СП-2 здесь считаем — достроят), России нужно от 5 до 30 млрд кубометров транзита через Украину. Но это в случае равномерной загрузки всех труб, что редкость. Так что переплата здесь не так уж и велика. Учитывая, что, скажем, 30 млрд для Украины это минимум возможной прокачки в нынешней конфигурации ГТС. Получается, что речь идёт о дополнительных 10 млрд кубометров», — написал Александр Собко в Facebook.

Он полагает, что транзит 40 млрд кубометров газа надо рассматривать и в привязке к окончанию контракта на транзит российского газа через Польшу в следующем году:

«В мае заканчивается транзитный контракт по Ямал — Европа. И дополнительные объёмы через Украину будут удачны в торге с Польшей».

О том, что договоренности по транзиту газа можно назвать победой и Киева, говорят и украинские эксперты.

«Россия строит обходные газопроводы. Об этом было известно давно. Поэтому сохранение даже половины объемов транзита — успех. Украинская ГТС остается рентабельной и будет приносить около $ 1,5 млрд в год дохода в течение пяти лет. Кроме того, появляется шанс на более долгосрочные договоренности», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Он добавляет, что победителем с украинской стороны можно считать и президента Владимира Зеленского, который сохранил транзит и доходы от ГТС на весь срок своей пятилетней каденции.

«Достигнутые договоренности — это хороший пример стратегии win-win, — отмечает эксперт-аналитик АО „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Параметры, на которые вышли стороны, являются иллюстрацией того, что, если оставить политику за скобками и опираться на прагматичный экономический подход, всегда можно выйти на решения, выгодные всем участникам».

Кто проигрывает от российско-украинских договоренностей, так это Соединенные Штаты, полагает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

«Вашингтону нужно было дестабилизировать транзит и притормозить „Северный поток — 2“. Тогда бы это сработало. А так они продолжают только играть мускулами и вызывать раздражение», — считает эксперт.

Как сообщало EADaily, российско-украинское ралли переговоров по газу в декабре сбило цены на европейских биржах на 20% - до $ 147. И такие цены в первую очередь испытывают на прочность поставщиков американского СПГ, которые терпят убытки. Резкое же сокращение российского экспорта позволило бы ценам снова пойти вверх.

«В нынешней ситуации главное довести дело до логического конца — подписать контракт, без которого все заявления и протоколы — всего лишь шум», — рассказывает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Для этого «Нафтогаз Украины» должен еще согласовать с национальным регулятором новые тарифы, оформить контракт с новым оператором ГТС и подписать объявленное соглашение с «Газпромом», которому, в свою очередь, предстоит еще и оформить межоператорское соглашение с новым оператором украинской газотранспортной системы.

«Это вроде как технические моменты, однако и в самой Украине, кроме США, достаточно желающих сорвать российско-украинскую сделку. Чего стоит одна только истерика экс-президента Петра Порошенко», — говорит Дмитрий Марунич.

Независимый эксперт по энергетике Юрий Корольчук отмечает, что неимоверно большую негативную роль в ухудшении российско-украинских газовых отношений сыграл глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, которого в конце переговоров наконец «выбросили» из переговорного процесса как деструктивный элемент. Однако он продолжает оставаться главой компании и главным лоббистом интересов США в украинской газовой сфере. Ситуацию усугубляет его борьба за власть с исполнительным директором «Нафтогаза Украины» Юрием Витренко, который представлял компанию на российско-украинских переговорах в Вене, Берлине и Минске. Его прочат на должность главы «Нафтогаза Украины» после Нового года. Однако подписывать все контракты до 1 января должен именно Андрей Коболев.

Источник: EADaily, 23.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики