Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции легли на пути «Северного потока-2»

Санкции легли на пути «Северного потока-2»

Сможет ли Россия завершить строительство трубопровода

Россия ищет способы достроить «Северный поток-2». Из-за американских санкций прокладку трубопровода приостановила швейцарская компания Allseas. «Газпром» надеялся использовать баржу «Фортуна», чтобы завершить проект, но ее техническое оснащение противоречит законодательству Дании, в водах которого и ведутся работы. Какие варианты остаются у России? И удастся ли завершить масштабный инфраструктурный проект? Выяснял Александр Рассохин. 

Не успев проложить последние 120 км газопровода, суда компании Allseas вернулись в порт. Спустя два года угроз Вашингтон все же ввел, пусть и в спешке, санкции против «Северного потока-2». 20 декабря их подписал Дональд Трамп. США запретили компаниям достраивать трубу под страхом блокировки американских активов. Allseas в ожидании разъяснений всех нюансов. И в теории Вашингтон мог бы дать отсрочку, возможность закончить проект. Но в сложившихся обстоятельствах верится в это с трудом. «Газпром» хотел было использовать для укладки оставшейся части трубы баржу «Фортуна», но оказалось, что на ней нет специального оборудования, которого требует законодательство Дании.

Судя по всему, компании придется надеяться на собственное судно «Академик Черский», которое, правда, сейчас в тысячах миль от Балтийского моря — в Находке, говорит ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Гораздо более совершенное судно, купленное в свое время “Газпромом” за €1 млрд специально, чтобы подстраховаться на случай выхода Allseas из игры. Уже “Академик Черский”, скорее всего, сможет достроить “Северный поток-2”, хотя мы не видели еще на практике, чтобы он проводил такого рода работы. Кроме того, необходимо будет дождаться, пока он физически придет с Дальнего Востока. Я полагаю все-таки, что шанс достроить трубу с его участием высок».

Чтобы доплыть из Находки к месту строительства, «Академику Черскому» нужно около двух месяцев. Но и это еще не все. Вероятно, США в таком случае введут санкции уже против самого судна, сняв с него страховку, предполагает заведующий отделом бизнеса газеты “Коммерсант” Юрий Барсуков: «Зайти в воды он сможет, он не сможет зайти в порты европейских стран, но это необязательно, поскольку трубоукладчик может без этого обойтись. Очевидно, что судно будет использовано только для этого проекта и потом сможет работать только в России.

Фактически для “Газпрома” это будут дополнительные затраты, и он будет отрезан в существенной степени от заказов в мире. А что делать-то? Надо проложить оставшиеся 120 км».

Насколько вероятно, что под санкции попадут и другие участники проекта? Сенат США принял по сути рамочный закон. Конкретные компании в нем не прописаны, их должен определить Белый дом. Однако вряд ли там будет кто-то кроме Allseas, рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Санкции не касаются кредиторов или поставщиков, а только компаний, занятых в укладке трубы. «Ни итальянская компания Saipem, ни российские компании, которые тоже участвовали в прокладке отдельных участков, не производили работы после момента подписания этого закона. Никто в этот момент не работал кроме Allseas. Все остальные участки были построены раньше, соответственно, обратной силы закон не имеет»,— пояснил Юшков.

В Еврокомиссии выступили против санкций. А в Берлине назвали ограничения вмешательством во внутренние дела ЕС. При этом американский посол в Германии Ричард Гренелл заявил, что решение Вашингтона — наоборот, поддержка Европы. Очевидно, что отношения между странами по разные стороны Атлантики могут ухудшиться, продолжает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович и напоминает — Дональд Трамп мог ввести санкции еще в 2017 году: «Слишком масштабные санкции в отношении европейского бизнеса серьезно подвергают риску американо-европейские отношения. Можно настроить против себя Европу и перегнуть палку. Поэтому до сих пор этих санкций не было. Трамп и его окружение не хотят идти по пути масштабной эскалации конфликта, потому что это может быть себе дороже. Но, возможно, сейчас с учетом начинающейся предвыборной кампании в США, с учетом давления со стороны Демократической партии, сторонников санкционной войны, Трамп и ужесточит свою собственную линию».

Но главный вопрос: когда будет завершен «Северный поток-2»? Из-за санкций сроки сдвигаются, но все специалисты отрасли уверены, что в 2020 году газопровод все же достроят. Да и с учетом нового соглашения о транзите топлива в Европу через Украину острая необходимость в «Северном потоке-2» появится только ближе к концу году.

В ноябре вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что газопровод достроят к середине 2020 года. При этом специалисты энергетической отрасли подчеркивают, что также необходимо завершить укладку ответвлений «Северного потока-2» на материке. Поэтому на полную мощность проект заработает при самом оптимистичном раскладе к началу 2021-го.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 23.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики