Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие у России есть варианты достройки «Северного потока — 2»?

Какие у России есть варианты достройки «Северного потока — 2»?

По словам главы ОСК Рахманова, судов, годных для прокладки трубопровода, нет. Правда, он не упомянул о находящемся в Находке трубоукладчике «Академик Черский»

Глава ОСК Алексей Рахманов был категоричен. У России нет судов, способных немедленно завершить укладку труб «Северного потока — 2». Теоретически их можно построить. И, по словам, менеджера, ничего особо хитрого в этом нет: «Две лодки, а между ними укладочная машинка. И завод по сварке и изоляции труб. Страна, которая умеет строить атомные ледоколы и подводные лодки, справится с задачей. Но на это потребуется пять-шесть лет. Два года на проектирование и еще три-четыре — на саму стройку».

Рахманов вскользь упомянул, что это будет дорого. Сумму не назвал, но, естественно, деньги понадобятся большие. Правда, пять-шесть лет — это долго. Трубопровод, если вспомнить первоначальные планы, должен был вообще заработать до конца года. Ну а после того, как сроки сдвинулись, ждали, что это произойдет весной.

И второй момент — Россия уже практически построила все свои экспортные подводные трубопроводы. Так что трубоукладчики в ближайшее время не понадобятся, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Под эту шумную историю теперь разные игроки могут получать дополнительное финансирование. И логика ОСК понятна — заявить, что это огромная проблема, сейчас полностью готовых судов нет, дайте нам денег, и мы через десять лет построим вам нужное судно. То есть через два-три года это судно уже не нужно будет никому, потому что вопрос с достройкой газопровода, вероятно, решится раньше. Но тем не менее указать на такую проблему, что у нас еще не вся номенклатура судов есть и нам надо ее разработать и построить, это довольно выгодно для ОСК. Каких-то больших новых проектов морских газопроводов у нас не планируется».

Слова главы судостроительной корпорации противоречат тому, о чем еще недавно писали СМИ. Например, «Коммерсантъ» напомнил, что у нас есть судно «Фортуна», которое уже участвовало в укладке труб для второго «Потока» в нашей прибрежной зоне. Правда, по сравнению со швейцарскими судами у российского ряд недостатков. «Фортуна» более чувствительна к погоде. А нужно учитывать, что это Балтика и на дворе зима. Зато это судно сейчас в немецком порту и дойти до нужного места сможет за пару дней. Но для того, чтобы «Фортуна» смогла укладывать трубы, ей еще нужно получить разрешение датских властей. И, вполне вероятно, она его не получит, так как не соответствует техническим требованиям Копенгагена. Что же касается постройки нового корабля, то с этим могут возникнуть проблемы, прогнозирует главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

«Ну ладно, хорошо, значит, строить. Ну, во-первых, пройдет много времени, а во-вторых, так как начинка понятна, своей такой начинки нет, и ее действительно и реально не будет. Где-то ее надо покупать, эту начинку. А начинка, интересно, под санкции попадает? Я так думаю, что какая-то часть этой начинки под санкции наверняка попадает. Не знаю. Это такая головоломка. То есть навалиться, вот как на мост, понакупить все, что можно, в Китае. Может быть, и за эти шесть лет можно будет построить, и что дальше? Вести до конца этот трубопровод, а дальше еще и пароход этот на слом, что ли?»

По этим же причинам Россия не сможет купить необходимое судно за рубежом — из-за санкций нам его не продадут. Но именно ради этого мы три года назад подстраховались, купив в Китае трубоукладчик «Академик Черский». Он, как говорят опрошенные эксперты, сумеет достроить «Северный поток — 2». Но проблема в том, что это судно, судя по сайту Marinetraffic, сейчас в Находке и до Балтики будет добираться месяц. Это тоже долго, но все же гораздо быстрее, чем пять-шесть лет, необходимые на постройку своего трубоукладчика. Правда, «Академик Черский» до сих пор так и не вышел из дальневосточного порта.

Значит, вероятно, могут быть и другие варианты, о которых сейчас явно пытаются договориться Россия, Европа и США. И видимо, неслучайно Россия проявила уступчивость и согласилась прокачать по украинской трубе в следующем году 65 млрд кубометров газа. Явно предполагали, что против «Северного потока — 2» могут ввести санкции. А это могло грозить нам срывом поставок топлива, судами с европейскими потребителями и вообще большой головной болью. И раз уж «Северный поток — 2», что признают в правительстве, все равно не удастся запустить в срок, хотя бы есть время подумать, что нам делать с этим «мы строили, строили»?

Источник: BFM.RU, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики