Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие у России есть варианты достройки «Северного потока — 2»?

Какие у России есть варианты достройки «Северного потока — 2»?

По словам главы ОСК Рахманова, судов, годных для прокладки трубопровода, нет. Правда, он не упомянул о находящемся в Находке трубоукладчике «Академик Черский»

Глава ОСК Алексей Рахманов был категоричен. У России нет судов, способных немедленно завершить укладку труб «Северного потока — 2». Теоретически их можно построить. И, по словам, менеджера, ничего особо хитрого в этом нет: «Две лодки, а между ними укладочная машинка. И завод по сварке и изоляции труб. Страна, которая умеет строить атомные ледоколы и подводные лодки, справится с задачей. Но на это потребуется пять-шесть лет. Два года на проектирование и еще три-четыре — на саму стройку».

Рахманов вскользь упомянул, что это будет дорого. Сумму не назвал, но, естественно, деньги понадобятся большие. Правда, пять-шесть лет — это долго. Трубопровод, если вспомнить первоначальные планы, должен был вообще заработать до конца года. Ну а после того, как сроки сдвинулись, ждали, что это произойдет весной.

И второй момент — Россия уже практически построила все свои экспортные подводные трубопроводы. Так что трубоукладчики в ближайшее время не понадобятся, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Под эту шумную историю теперь разные игроки могут получать дополнительное финансирование. И логика ОСК понятна — заявить, что это огромная проблема, сейчас полностью готовых судов нет, дайте нам денег, и мы через десять лет построим вам нужное судно. То есть через два-три года это судно уже не нужно будет никому, потому что вопрос с достройкой газопровода, вероятно, решится раньше. Но тем не менее указать на такую проблему, что у нас еще не вся номенклатура судов есть и нам надо ее разработать и построить, это довольно выгодно для ОСК. Каких-то больших новых проектов морских газопроводов у нас не планируется».

Слова главы судостроительной корпорации противоречат тому, о чем еще недавно писали СМИ. Например, «Коммерсантъ» напомнил, что у нас есть судно «Фортуна», которое уже участвовало в укладке труб для второго «Потока» в нашей прибрежной зоне. Правда, по сравнению со швейцарскими судами у российского ряд недостатков. «Фортуна» более чувствительна к погоде. А нужно учитывать, что это Балтика и на дворе зима. Зато это судно сейчас в немецком порту и дойти до нужного места сможет за пару дней. Но для того, чтобы «Фортуна» смогла укладывать трубы, ей еще нужно получить разрешение датских властей. И, вполне вероятно, она его не получит, так как не соответствует техническим требованиям Копенгагена. Что же касается постройки нового корабля, то с этим могут возникнуть проблемы, прогнозирует главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

«Ну ладно, хорошо, значит, строить. Ну, во-первых, пройдет много времени, а во-вторых, так как начинка понятна, своей такой начинки нет, и ее действительно и реально не будет. Где-то ее надо покупать, эту начинку. А начинка, интересно, под санкции попадает? Я так думаю, что какая-то часть этой начинки под санкции наверняка попадает. Не знаю. Это такая головоломка. То есть навалиться, вот как на мост, понакупить все, что можно, в Китае. Может быть, и за эти шесть лет можно будет построить, и что дальше? Вести до конца этот трубопровод, а дальше еще и пароход этот на слом, что ли?»

По этим же причинам Россия не сможет купить необходимое судно за рубежом — из-за санкций нам его не продадут. Но именно ради этого мы три года назад подстраховались, купив в Китае трубоукладчик «Академик Черский». Он, как говорят опрошенные эксперты, сумеет достроить «Северный поток — 2». Но проблема в том, что это судно, судя по сайту Marinetraffic, сейчас в Находке и до Балтики будет добираться месяц. Это тоже долго, но все же гораздо быстрее, чем пять-шесть лет, необходимые на постройку своего трубоукладчика. Правда, «Академик Черский» до сих пор так и не вышел из дальневосточного порта.

Значит, вероятно, могут быть и другие варианты, о которых сейчас явно пытаются договориться Россия, Европа и США. И видимо, неслучайно Россия проявила уступчивость и согласилась прокачать по украинской трубе в следующем году 65 млрд кубометров газа. Явно предполагали, что против «Северного потока — 2» могут ввести санкции. А это могло грозить нам срывом поставок топлива, судами с европейскими потребителями и вообще большой головной болью. И раз уж «Северный поток — 2», что признают в правительстве, все равно не удастся запустить в срок, хотя бы есть время подумать, что нам делать с этим «мы строили, строили»?

Источник: BFM.RU, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики