Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Работы прервались, когда оставалось проложить около пяти процентов от всей протяженности трассы — из-за вступивших в силу американских санкций.

«Апофеозом абсурда», по выражению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, стала ситуация с почти достроенным газопроводом «Северный поток-2». В тот момент, когда оставалось проложить сотни полторы километров трубы или около пяти процентов от всей протяженности трассы, из-за вступивших в силу американских санкций работы прервались. Документ, подписанный президентом Дональдом Трампом, запрещает предоставлять какие-либо услуги для строительства газопроводов под угрозой блокирования активов компаний-подрядчиков в США и невозможности ведения бизнеса с американскими контрагентами. В результате швейцарская компания Allseas заявила о приостановке работ. В понедельник ее суда покинули зону строительства газопровода.

Оптимизм по поводу окончания строительства «Северного потока-2» в контексте новых санкций высказал премьер Дмитрий Медведев. По его словам, на завершение строительства просто понадобится «чуть больше времени», поскольку у «Газпрома» есть альтернативные варианты прокладки труб. Однако с небес на землю оптимистов вернул глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, который прямо заявил, что у России «таких судов, которые прямо сегодня могли бы приступить к работе, нет». При этом создать такой корабль Россия способна, но не скоро. Только проектные работы займут от полутора до двух лет, еще три-четыре года – собственно строительство, - сообщил глава ОСК.

Другое дело, что руководитель «Объединенной судостроительной корпорации» несколько слукавил, говоря, что у России на сегодня нет судов-трубоукладчиков. Есть по меньшей мере два: «Академик Черский» и баржа-укладчик «Фортуна». Правда, «Черский» сейчас на Дальнем Востоке, а на переход в Балтику ему нужен месяц. Зато «Фортуна», которая укладывала первый десяток километров обеих ниток газопровода, - всего в двух днях хода от места работ, - отмечает «Газета.ру». Она более чувствительна к волнению, чем суда швейцарцев, но вполне способна укладывать трубу со скоростью около 1,5 км в день. За три месяца с ее помощью можно было бы управиться, но фактор балтийской погоды тоже внесет свои коррективы. И тогда «Северный поток-2» удастся достроить к середине 2020 года.

Впрочем, есть шансы и на то, что к окончанию работ вернутся швейцарцы. Как отметил в эфире НСН ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, суда компании Allseas не отошли далеко от места работ. Дело в том, что Allseas обратилась к американским властям за разъяснениями, но де-факто – за отсрочкой. Как пояснил собеседник НСН, США «всегда прописывают в своих санкционных пакетах» право компании запросить 30-дневную отсрочку. По сути действия США направлены не на прекращение строительства как такового, а на укрепление своей переговорной позиции. И речь, скорее, пойдет о торге с Россией и Европой, в первую очередь с Германией. А 30-дневного срока будет вполне достаточно для окончания строительства «Северного потока-2», - убежден эксперт.

Автор: Всеволод Нерознак

Источник: НСН, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики