Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Дело - труба. Кто достроит «Северный поток-2»?

Работы прервались, когда оставалось проложить около пяти процентов от всей протяженности трассы — из-за вступивших в силу американских санкций.

«Апофеозом абсурда», по выражению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, стала ситуация с почти достроенным газопроводом «Северный поток-2». В тот момент, когда оставалось проложить сотни полторы километров трубы или около пяти процентов от всей протяженности трассы, из-за вступивших в силу американских санкций работы прервались. Документ, подписанный президентом Дональдом Трампом, запрещает предоставлять какие-либо услуги для строительства газопроводов под угрозой блокирования активов компаний-подрядчиков в США и невозможности ведения бизнеса с американскими контрагентами. В результате швейцарская компания Allseas заявила о приостановке работ. В понедельник ее суда покинули зону строительства газопровода.

Оптимизм по поводу окончания строительства «Северного потока-2» в контексте новых санкций высказал премьер Дмитрий Медведев. По его словам, на завершение строительства просто понадобится «чуть больше времени», поскольку у «Газпрома» есть альтернативные варианты прокладки труб. Однако с небес на землю оптимистов вернул глава «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, который прямо заявил, что у России «таких судов, которые прямо сегодня могли бы приступить к работе, нет». При этом создать такой корабль Россия способна, но не скоро. Только проектные работы займут от полутора до двух лет, еще три-четыре года – собственно строительство, - сообщил глава ОСК.

Другое дело, что руководитель «Объединенной судостроительной корпорации» несколько слукавил, говоря, что у России на сегодня нет судов-трубоукладчиков. Есть по меньшей мере два: «Академик Черский» и баржа-укладчик «Фортуна». Правда, «Черский» сейчас на Дальнем Востоке, а на переход в Балтику ему нужен месяц. Зато «Фортуна», которая укладывала первый десяток километров обеих ниток газопровода, - всего в двух днях хода от места работ, - отмечает «Газета.ру». Она более чувствительна к волнению, чем суда швейцарцев, но вполне способна укладывать трубу со скоростью около 1,5 км в день. За три месяца с ее помощью можно было бы управиться, но фактор балтийской погоды тоже внесет свои коррективы. И тогда «Северный поток-2» удастся достроить к середине 2020 года.

Впрочем, есть шансы и на то, что к окончанию работ вернутся швейцарцы. Как отметил в эфире НСН ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, суда компании Allseas не отошли далеко от места работ. Дело в том, что Allseas обратилась к американским властям за разъяснениями, но де-факто – за отсрочкой. Как пояснил собеседник НСН, США «всегда прописывают в своих санкционных пакетах» право компании запросить 30-дневную отсрочку. По сути действия США направлены не на прекращение строительства как такового, а на укрепление своей переговорной позиции. И речь, скорее, пойдет о торге с Россией и Европой, в первую очередь с Германией. А 30-дневного срока будет вполне достаточно для окончания строительства «Северного потока-2», - убежден эксперт.

Автор: Всеволод Нерознак

Источник: НСН, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики