Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» проложит новые маршруты

«Северный поток-2» проложит новые маршруты

Каким образом «Газпром» может закончить прокладку трубопровода

У «Газпрома» остаются варианты, как достроить «Северный поток-2». Во вторник глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что у России нет нужных кораблей, чтобы закончить проект. При этом, по его словам, ОСК готова построить судно для укладки трубы. Правда, на это может уйти до шести лет. Однако специалисты-энергетики, с которыми пообщался “Ъ FM”, уверены, что так долго ждать не придется — у «Газпрома» есть способы завершить проект значительно быстрее. Какие именно? Выяснял Александр Рассохин. 

Один из самых масштабных проектов «Газпрома» последних лет готов более чем на 93%. Остается уложить последние 160 км трубы. Но сделать это швейцарская компания Allseas не может — ей пришлось приостановить работы из-за санкций США. В противном случае Вашингтон грозит заблокировать американские активы трубоукладчика. Но суда не ушли в порт, они остаются в Балтийском море на границе Дании и Германии. Вероятно, Allseas пытается договориться с США об отсрочке ограничений на 30 дней, чтобы все же достроить газопровод. Такая возможность прописана в самом документе о санкциях, подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Прерывание этих работ несет с собой риски технологического, экологического характера. Американцы сейчас, я думаю, будут максимально выжимать выгоду для себя из этой истории, торговаться, может быть, требовать от России политических уступок, от Европы — более выгодного торгового соглашения, возможно, конкретно от Германии, или каких-то контрактов на покупку американского СПГ.

Очень многое зависит от Германии — насколько мощными будут лоббистские усилия».

Allseas сможет достроить оставшуюся часть газопровода за две-три недели, еще несколько месяцев уйдет на пусконаладочные работы. Сроки увеличатся, если договориться с Вашингтоном не удастся. Тогда «Газпром» может рассчитывать на свои суда. И, несмотря на заявление главы ОСК, что таких кораблей у России нет, эксперты отрасли вспоминают сразу несколько вариантов. Первый — это баржа «Фортуна», которая сейчас находится у берегов Германии. Правда, на ней нет оборудования, которое требует датское законодательство. Не исключено, что Берлин и другие европейские партнеры «Газпрома» пытаются убедить Копенгаген пойти навстречу «Северному потоку-2». Однако, если этого не произойдет, у компании есть судно «Академик Черский», которое покупалось за €1 млрд как раз на случай выхода Allseas из проекта, напоминает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович. Правда, корабль сейчас находится в Находке.

«Есть проблема: “Академика Черского” в реальности не испытывали при проведении подобных работ. Есть вероятность, что он мог бы справиться с этой задачей, если действительно Allseas не получится привлечь к возобновлению этой стройки путем договоренности с американцами. Как минимум это еще вопрос нескольких месяцев. Судно нужно перевести с Дальнего Востока на Балтику. По разным оценкам, это займет от одного месяца до двух. Если все получится, думаю, что в течение 2020 года “Северный поток-2” будет достроен»,— заявил Митрахович.

Но что, если и оборудование «Академика Черского» не позволяет достроить трубу? В этом случае «Газпром» мог бы арендовать или выкупить укладчик у зарубежной компании. Вряд ли на это согласятся европейские партнеры, которые имеют тесные связи с США, предполагает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. Однако Россия может обратиться за нужными судами к Китаю, ухудшать отношения с которым для США небезопасно, продолжает эксперт: «Если судно арендовать, наверное, напрямую это может не получится, надо будет выстраивать какие-то юридические схемы.

Стоимость фрахта судна — где-то от $200 тыс. до $500 тыс. в сутки — довольно-таки приличные средства. Другой вариант — попробовать купить это судно. Речь может идти о сотнях миллионов долларов, скорее в диапазоне от $100-300 млн.

Варианты существуют, но тут еще будет очень важна помощь европейских партнеров. “Газпрому” без сильной какой-то политической поддержки это будет сделать сложно».

Что же касается заявления главы ОСК Алексея Рахманова о готовности построить трубоукладчик, то, вероятно, таким образом он надеется получить госзаказ, предполагают эксперты отрасли. Тем более что санкции США показали, что дефицит своих судов может сильно ударить как по планам «Газпрома», так и по его бюджету.

Премьер-министр Дмитрий Медведев накануне заявил, что санкции США кардинально не повлияют на сроки завершения строительства «Северного потока-2».

Источник: Коммерсантъ FM, 25.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики