Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > $ 15 млрд или $ 6 млрд: «Нафтогаз» и «Газпром» спрятали тарифы от «патриотов»

$ 15 млрд или $ 6 млрд: «Нафтогаз» и «Газпром» спрятали тарифы от «патриотов»

Чтобы радикально настроенные граждане двух стран не спекулировали на российско-украинских газовых договоренностях, обе стороны не афишируют конечные транзитные тарифы для «Газпрома». Вместо этого они обволокли их облаком заявлений о победе каждой из сторон.

Нацкомиссия по регулированию энергетики Украины (НКРЭКУ) установила новые тарифы на транзит газа через Украину. На основном направлении в Словакию они составят с 1 января около $ 31 за тысячу кубометров. Сейчас транспортировка газа Суджа — Ужгород обходится в $ 27,5 без учета топливного газа.

О таком небольшом росте тарифа говорил сразу после достижения договоренностей и глава Минэнерго Украины Алексей Оржель. «Также важно, учитывая то, что у нас есть определенное уменьшение гарантированных объемов транспортировки. Стороны понимают, что тариф должен расти. То есть будет некоторое увеличение тарифа на транспортировку, конечное определит регулятор. Есть четкое понимание сторон», — говорил министр 21 декабря. 

А вчера Алексей Оржель заявил уже об однозначной победе Киева, так как «Газпром», по его словам, заплатит за пять лет $ 15 млрд. То есть в два с половиной раза больше тарифа, который установил украинский регулятор. О $ 3 млрд каждый год в течение пяти лет украинский министр написал вчера в издании «Экономическая правда». Проверить при этом справедливость слов сейчас невозможно, так как «Газпром» будет работать с новым оператором украинской газотранспортной системы не напрямую, а через «Нафтогаз Украины», а их договоренности о тарифе — коммерческая тайна.

Вице-премьер Дмитрий Козак заявлял, что такой вариант устраивает российскую сторону, так как исключает влияние различных изменений в регуляторной политике на Украине на «Газпром». При этом, по его словам, «Газпром» договорился о фиксированных тарифах на весь период с «Нафтогазом Украины», и разница в тарифах, устанавливаемых украинским регулятором, проблема украинской компании. «Мы „Нафтогазу“ сказали, сколько мы будем готовы ему компенсировать за оказание этой услуги, но нас тариф не беспокоит. Сколько — я не хочу открывать коммерческую тайну прежде всего „Нафтогаза Украины“», — говорил Дмитрий Козак 21 декабря.

«Это (для „Газпрома“) очень гуманный тариф, и все их попытки его взвинтить — они мало чем закончились, практически ничем не закончились», — заявил в понедельник, 23 декабря, уже премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что плата за транзит в $ 15 млрд вряд ли возможна. «Такое соглашение было бы абсолютно нежизнеспособно ни с экономической, ни с политической точки зрения. Это или преувеличение, или попытка украинской стороны сорвать подписание финальных соглашений», — считает эксперт. Так как реальных тарифов для «Газпрома» никто не знает, он не исключает, что заявление главы Минэнерго Украины сделано в целях пиара. С ним согласен и сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

О том, что заявления министра энергетики Украины направлены на внутреннюю украинскую аудиторию и являются пиаром, могут говорить несколько фактов. Первый из них — глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев еще в сентябре представлял в Брюсселе новые тарифы на транзит российского газа через Украину, и тогда они лишь не намного превышали установленные украинским регулятором — $ 35 за тысячу кубометров в словацком направлении при транзите 60 млрд кубометров. Как известно, «Газпром» согласился на транзит в 2020 году 65 млрд кубометров, а в 2021—2024 годах — по 40 млрд кубометров. Исходя же из слов Алексея Оржеля, «Газпром» согласился на тариф в $ 70 за тысячу кубометров. При нынешних ценах на газ в Европе и том, что стоимость транзита входит в экспортные цены российского холдинга, — это разорение для «Газпрома». Есть сомнения, что такие тарифы могли получиться и при их составлении по европейской методологии, о чем говорили участники переговоров. 

Исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко тем временем не скрывал после переговоров, что по транзиту получился сложный для обеих сторон компромисс.

«Обозначены транзитные мощности на пять лет, за которые „Газпром“ гарантированно должен заплатить. Однако объемы могут быть и больше, просто необходимо дополнительно их бронировать (и платить по значительно более высоким тарифам) на год/квартал/месяц/сутки вперед. Победа или предательство? „Газпром“ хотел один год, мы — десять, сошлись посередине. Гарантированные мощности — тоже приблизительно посередине между тем, что предлагал „Газпром“ и что хотели мы. Так что тут сложный для всех компромисс», — написал Юрий Витренко в Facebook. При сохранении заработков в $ 3 млрд в год так не пишут.

Кроме того, о желании сторон спрятать от спекуляций реальные транзитные тарифы может говорить и то, как обе стороны могут организовать прямые продажи российского газа на Украину. Экс-президент Украины Петр Порошенко уже поднял шум и через свою партию «Европейская солидарность» требует установить санкции к будущим закупкам украинскими трейдерами дешевого российского газа. Однако обе стороны уже сейчас смогут оформлять поставки безопасным для политических волнений путем. Так, Нацкомиссия по регулированию энергетики Украины впервые в своих тарифах указала виртуальные точки поставок газа на границе с Венгрией, Словакией и Польшей. А это значит, что теперь «Газпром экспорт» сможет проводить торги на своей электронной платформе (ЭТП) с поставкой газа на них. И в этом случае украинские трейдеры смогут закупать российский газ по абсолютно европейским правилам, минимизируя риск политических атак со стороны украинских «патриотов». Раньше «Газпром» уже продавал на виртуальные точки в Словакии и Венгрии газ, который европейские трейдеры перепродавали потом Украине.

Когда материал уже был опубликован, киевский источник, близкий к переговорам, сообщил EADaily о том, что обсуждаются тарифы немного выше ныне действующих ставок, что примерно соответствует новым ставкам НКРЭКУ.

Источник: EADaily, 25.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики