Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Освоение технологии постройки судов-трубоукладчиков в России требует времени и соответствующей подготовки. Но преодоление таких сложностей позволит российскому судостроению выйти на мировой уровень, сообщил ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Зачем «Северному потоку-2» хотят построить специальное судно

Предложение Объединенной судостроительной корпорации о строительстве специального судна связано с тем, что ни «Академик Черский», которое находится на ремонте в дальневосточном порту Находки, ни трубоукладочная баржа Fortuna, которая в июле по распоряжению председателя правительства РФ вошла в список судов, допущенных к участию в строительстве морской части газопровода, не смогут в кратчайшие сроки оказать содействие в работах по строительству «Северного потока-2».

«Все надежды были на участие в окончании работ по запуску газопровода «Академика Черского», поэтому заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова стало своеобразным холодным душем для многих, вызвавшем недоумение», – сказал Александр Перов.

Известно то, что «Академика Черского» купил «Газпром» на случай введения американских санкций для зарубежных партнеров по строительству газопровода. Все факторы указывали на готовность «Академика» отправиться в путь по Балтийскому морю на помощь «Северному потоку-2» и достроить 120 километров газопровода.

«Речи о кризисной ситуации со строительством газопровода быть не может, так как его все равно достроят», – отметил эксперт.

Трубоукладочное судно в России – как строить

Судно, о котором говорил Рахманов, предполагается построить за три-четыре года, но на проектирование потребуется еще около двух лет. Такие сроки определены на основании отсутствия каких-то технических сложностей в стране, создавшей множество подводных лодок и атомный ледокол.

«Однако у России нет опыта проектирования и строительства трубоукладчиков. И озвученные сроки можно назвать теоретическими, так как для подобных работ нужны узконаправленные специалисты, соответствующие мощности и многое другое. Об этом свидетельствует проблема постройки газовозов, которые тоже являются сложными техническими объектами. Предполагается, что такие газовозы будут строиться отечественным судостроительным комплексом в городе Большой Камень, создаваемым на базе верфи «Звезда». Раньше Россия заказывала их в Южной Корее. Освоение технологии постройки судов данного класса требует времени и соответствующей подготовки», – объяснил Перов.

Предложение построить новое специализированное судно в России, считает эксперт, может стать одним из многих этапов развития судостроительной отрасли.

«Ожидалось, что мощный толчок развитию российского судостроения даст освоение Арктики. Но на сегодняшний день эта отрасль находится еще на начальной стадии, несмотря на положительный опыт строения ледоколов. Оценивать перспективы необходимо комплексно, но нельзя отрицать того, что мировое направление в развитии судостроения строительство судна-трубоукладчика задаст», – предположил эксперт.

«Северный поток-2» запустят тем, что есть на вооружении

Не исключено, что окончание работ по строительству магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море пройдет без участия «Академика Черского».

«Недавно появилась информация о том, что закуплены запасные части и оборудование. Если мы представим, сколько времени займет ремонт этого судна, то говорить о краткосрочном прибытии «Черского» к газопроводу не придется. Сроки ремонтных работ, после которых судно будет около месяца идти на Балтику, не известны. Прокладка оставшихся километров труб также затянется. Точные сроки рассчитать очень сложно. Но теоретически газопровод доделают в озвученные сроки, равные шести месяцам», – рассказал Александр Перов.

Однако эксперт предполагает, что даже при положительном исходе в виде скорейшего прибытия «Академика Черского» могут появиться подводные камни, которые заключаются в нюансах страховки судна.

«Важно предусмотреть все риски, которые связаны со страховкой «Академика», а также с обеспечением его работы на объекте. Только после тщательного взвешивания всех особенностей можно говорить об окончательном участии «Черского» в строительстве. В любом случае у России есть все технические возможности для приближения к финишу в возведении газопровода», – резюмировал Александр Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики