Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Освоение технологии постройки судов-трубоукладчиков в России требует времени и соответствующей подготовки. Но преодоление таких сложностей позволит российскому судостроению выйти на мировой уровень, сообщил ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Зачем «Северному потоку-2» хотят построить специальное судно

Предложение Объединенной судостроительной корпорации о строительстве специального судна связано с тем, что ни «Академик Черский», которое находится на ремонте в дальневосточном порту Находки, ни трубоукладочная баржа Fortuna, которая в июле по распоряжению председателя правительства РФ вошла в список судов, допущенных к участию в строительстве морской части газопровода, не смогут в кратчайшие сроки оказать содействие в работах по строительству «Северного потока-2».

«Все надежды были на участие в окончании работ по запуску газопровода «Академика Черского», поэтому заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова стало своеобразным холодным душем для многих, вызвавшем недоумение», – сказал Александр Перов.

Известно то, что «Академика Черского» купил «Газпром» на случай введения американских санкций для зарубежных партнеров по строительству газопровода. Все факторы указывали на готовность «Академика» отправиться в путь по Балтийскому морю на помощь «Северному потоку-2» и достроить 120 километров газопровода.

«Речи о кризисной ситуации со строительством газопровода быть не может, так как его все равно достроят», – отметил эксперт.

Трубоукладочное судно в России – как строить

Судно, о котором говорил Рахманов, предполагается построить за три-четыре года, но на проектирование потребуется еще около двух лет. Такие сроки определены на основании отсутствия каких-то технических сложностей в стране, создавшей множество подводных лодок и атомный ледокол.

«Однако у России нет опыта проектирования и строительства трубоукладчиков. И озвученные сроки можно назвать теоретическими, так как для подобных работ нужны узконаправленные специалисты, соответствующие мощности и многое другое. Об этом свидетельствует проблема постройки газовозов, которые тоже являются сложными техническими объектами. Предполагается, что такие газовозы будут строиться отечественным судостроительным комплексом в городе Большой Камень, создаваемым на базе верфи «Звезда». Раньше Россия заказывала их в Южной Корее. Освоение технологии постройки судов данного класса требует времени и соответствующей подготовки», – объяснил Перов.

Предложение построить новое специализированное судно в России, считает эксперт, может стать одним из многих этапов развития судостроительной отрасли.

«Ожидалось, что мощный толчок развитию российского судостроения даст освоение Арктики. Но на сегодняшний день эта отрасль находится еще на начальной стадии, несмотря на положительный опыт строения ледоколов. Оценивать перспективы необходимо комплексно, но нельзя отрицать того, что мировое направление в развитии судостроения строительство судна-трубоукладчика задаст», – предположил эксперт.

«Северный поток-2» запустят тем, что есть на вооружении

Не исключено, что окончание работ по строительству магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море пройдет без участия «Академика Черского».

«Недавно появилась информация о том, что закуплены запасные части и оборудование. Если мы представим, сколько времени займет ремонт этого судна, то говорить о краткосрочном прибытии «Черского» к газопроводу не придется. Сроки ремонтных работ, после которых судно будет около месяца идти на Балтику, не известны. Прокладка оставшихся километров труб также затянется. Точные сроки рассчитать очень сложно. Но теоретически газопровод доделают в озвученные сроки, равные шести месяцам», – рассказал Александр Перов.

Однако эксперт предполагает, что даже при положительном исходе в виде скорейшего прибытия «Академика Черского» могут появиться подводные камни, которые заключаются в нюансах страховки судна.

«Важно предусмотреть все риски, которые связаны со страховкой «Академика», а также с обеспечением его работы на объекте. Только после тщательного взвешивания всех особенностей можно говорить об окончательном участии «Черского» в строительстве. В любом случае у России есть все технические возможности для приближения к финишу в возведении газопровода», – резюмировал Александр Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики