Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Строительство трубоукладчика для "Северного потока-2" выведет судостроение России на мировой уровень

Освоение технологии постройки судов-трубоукладчиков в России требует времени и соответствующей подготовки. Но преодоление таких сложностей позволит российскому судостроению выйти на мировой уровень, сообщил ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Зачем «Северному потоку-2» хотят построить специальное судно

Предложение Объединенной судостроительной корпорации о строительстве специального судна связано с тем, что ни «Академик Черский», которое находится на ремонте в дальневосточном порту Находки, ни трубоукладочная баржа Fortuna, которая в июле по распоряжению председателя правительства РФ вошла в список судов, допущенных к участию в строительстве морской части газопровода, не смогут в кратчайшие сроки оказать содействие в работах по строительству «Северного потока-2».

«Все надежды были на участие в окончании работ по запуску газопровода «Академика Черского», поэтому заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова стало своеобразным холодным душем для многих, вызвавшем недоумение», – сказал Александр Перов.

Известно то, что «Академика Черского» купил «Газпром» на случай введения американских санкций для зарубежных партнеров по строительству газопровода. Все факторы указывали на готовность «Академика» отправиться в путь по Балтийскому морю на помощь «Северному потоку-2» и достроить 120 километров газопровода.

«Речи о кризисной ситуации со строительством газопровода быть не может, так как его все равно достроят», – отметил эксперт.

Трубоукладочное судно в России – как строить

Судно, о котором говорил Рахманов, предполагается построить за три-четыре года, но на проектирование потребуется еще около двух лет. Такие сроки определены на основании отсутствия каких-то технических сложностей в стране, создавшей множество подводных лодок и атомный ледокол.

«Однако у России нет опыта проектирования и строительства трубоукладчиков. И озвученные сроки можно назвать теоретическими, так как для подобных работ нужны узконаправленные специалисты, соответствующие мощности и многое другое. Об этом свидетельствует проблема постройки газовозов, которые тоже являются сложными техническими объектами. Предполагается, что такие газовозы будут строиться отечественным судостроительным комплексом в городе Большой Камень, создаваемым на базе верфи «Звезда». Раньше Россия заказывала их в Южной Корее. Освоение технологии постройки судов данного класса требует времени и соответствующей подготовки», – объяснил Перов.

Предложение построить новое специализированное судно в России, считает эксперт, может стать одним из многих этапов развития судостроительной отрасли.

«Ожидалось, что мощный толчок развитию российского судостроения даст освоение Арктики. Но на сегодняшний день эта отрасль находится еще на начальной стадии, несмотря на положительный опыт строения ледоколов. Оценивать перспективы необходимо комплексно, но нельзя отрицать того, что мировое направление в развитии судостроения строительство судна-трубоукладчика задаст», – предположил эксперт.

«Северный поток-2» запустят тем, что есть на вооружении

Не исключено, что окончание работ по строительству магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море пройдет без участия «Академика Черского».

«Недавно появилась информация о том, что закуплены запасные части и оборудование. Если мы представим, сколько времени займет ремонт этого судна, то говорить о краткосрочном прибытии «Черского» к газопроводу не придется. Сроки ремонтных работ, после которых судно будет около месяца идти на Балтику, не известны. Прокладка оставшихся километров труб также затянется. Точные сроки рассчитать очень сложно. Но теоретически газопровод доделают в озвученные сроки, равные шести месяцам», – рассказал Александр Перов.

Однако эксперт предполагает, что даже при положительном исходе в виде скорейшего прибытия «Академика Черского» могут появиться подводные камни, которые заключаются в нюансах страховки судна.

«Важно предусмотреть все риски, которые связаны со страховкой «Академика», а также с обеспечением его работы на объекте. Только после тщательного взвешивания всех особенностей можно говорить об окончательном участии «Черского» в строительстве. В любом случае у России есть все технические возможности для приближения к финишу в возведении газопровода», – резюмировал Александр Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики