Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Новые предложения Украины по развитию газовых отношений с Россией

Новые предложения Украины по развитию газовых отношений с Россией

Представители «Партии регионов» Украины и победитель на президентских выборах этой страны Виктор Янукович продолжают «прощупывать» возможности для получения новых уступок от России по углеводородной (в первую очередь, газовой) теме. Конкретных предложений пока мало, задача команды Януковича сейчас — завлечь Москву несколько абстрактными обещаниями в обмен на реальные уступки по той же цене на газ.

Часть этих «обещаний» общего характера являются начавшиеся «утечки» от приближенных Януковича относительно возможного интеграционного процесса между Украиной и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. При этом речь о непосредственном вступлении Украины в таможенный союз пока не идет, хотя именно этим шагом можно было бы удовлетворить геополитические амбиции Москвы, претендующей на статус некоего нового мирового центра силы, вокруг которого «собираются» части бывшего СССР.

Втора часть предложений Януковича связана с газотранспортным консорциумом, где должно быть три равноправных участника: Украина, РФ и ЕС. Данным предложениям опять же не достается конкретики, хотя, по сути, идея о консорциуме, хотя она и высказывалась давно, является весьма прогрессивной и одной из лучших возможностей для налаживания цивилизованных отношений в российско-украинско-европейском «газовом треугольнике»

Российская же сторона откликаться на предложения Януковича не спешит. Во-первых, основополагающие решения о строительстве обходных по отношению к Украине трубопроводов (Nord Stream и South Stream) уже давно приняты Москвой в качестве приоритета на ближайшие годы. На продвижение этих проектов затрачены огромные усилия и ресурсы, и «отыгрывание назад» поставит российскую сторону в глупую ситуацию. Кроме того, строительство этих труб — это весьма рентабельный бизнес, у которого есть серьезное лобби в самых высших кабинетах в Москве.

Во-вторых, за «сдачу» ГТС Янукович требует немедленной уступки в виде изменений договора от 19 января 2009 года. Януковича интересует немедленное снижение стоимости российского газа. Этого требуют стоящие за новым президентом владельцы крупных промышленных предприятий, прежде всего металлургические компании Рината Ахметова. Но зато это полностью противоречит давно озвученной «Газпромом» цели по переводу своих отношений с потребителями в ближнем зарубежье на прагматичные рыночные рельсы. Отсюда и задержка в официальном ответе России на предложения и «сигналы» от Януковича.

Авор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики