Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему невозможна полная газификация России

Почему невозможна полная газификация России

В администрации президента Владимира Путина строят планы ускорить газификацию страны. Возможно ли это? Эксперты считают, что как минимум десятая часть России так и останется без сетевого газа.

Уровень газификации России на сегодняшний день составляет около 69%. Среднегодовые темпы газификации страны в последние 15 лет колебались в районе одного процентного пункта. В начале декабря помощник главы администрации президента РФ Кирилл Молодцов заявил, что уже к 2025 году реально повысить уровень газификации до 82%, на что потребуется 1 триллион рублей. Выполнима ли эта задача, в какой срок, и возможна ли вообще стопроцентная газификация России?

Динамика газификации России с 2000 года

К моменту прихода Владимира Путина к власти в 2000 году уровень газификации России составлял около 48% (сельская местность была газифицирована всего на четверть).

К 2005 году показатель увеличился до 54,2%, а к началу уходящего десятилетия составил 63,1%. За пять лет (с 2005 по 2010 годы) "Газпром" вложил в газификацию всего 115 млрд рублей. В последующие годы - еще около 250 млрд. В итоге к 2019 году было газифицировано 68,5% территории России (в городах - 71,3%, в сельской местности - 59,4%). Темпы газификации, таким образом, составили около одного процентного пункта в год.

Как заявил DW председатель комитета Госдумы по энергетике, президент Российского газового общества (РГО) Павел Завальный, в последней версии Энергостратегии-2035 сформулирована цель достичь 82,9% газификации к 2035 году. По его мнению, "в течение ближайших 15 лет такая цель выглядит вполне достижимой".

Недавно, правда, выяснилось, что в администрации президента есть и более амбициозные планы. Выступая на недавнем форуме "Газ России", бывший замминистра энергетики, помощник главы администрации президента РФ Кирилл Молодцов сообщил о том, что показатель 82% может быть достигнут на 10 лет раньше - уже к 2025 году, для чего среднегодовой прирост газификации должен превышать текущие темпы в 3-4 раза.

Вопрос финансирования: триллион из ниоткуда

Для выполнения этого плана, по оценкам Молодцова, потребуется 1 триллион рублей. Для сравнения - за последние 15 лет "Газпром" потратил на газификацию менее 400 млрд рублей.

У Павла Завального своя арифметика. "Если взять проведенную газификацию, можно посчитать, что каждый ее процент обошелся "Газпрому" в 23,5 млрд рублей, - подсчитал он. - Но это только затраты "Газпрома", которые составляют примерно половину от затрат, которые несут все участники процесса, в том числе, регионы и потребители". Учитывая же, что каждый следующий процент газификации сетевым газом по объективным причинам будет обходиться все дороже, отметил Завальный, то и затраты будут расти, по оценкам экспертов, в среднем примерно в 1,5 раза.

Отвечая на вопрос, откуда именно будет взят триллион, Молодцов констатировал, что в федеральном бюджете такие траты не предусмотрены, и добавил, что "это будут расходы компаний - как "Газпрома", так и независимых участников рынка".

Эксперты, между тем, уверены, что ни "Газпрому", ни частным инвесторам проект газификации не интересен. Как говорит Завальный, "это нерентабельно для "Газпрома" и других компаний, неподъемно для регионов и потребителя. Полагаю, сегодня к этому вопросу нужно подключаться государству, причем именно на уровне федерального бюджета".

Отчасти согласен с этим и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета Игорь Юшков: "Газпром" эту ношу не потянет. Монополия компании сохранилась только в экспорте трубопроводного газа, на внутреннем рынке наиболее привлекательных клиентов у него отняли "Новатэк" и "Роснефть", потому что у них есть право предоставлять скидку, а у "Газпрома" нет. Поэтому у него остались наиболее проблемные клиенты. Газификация же принесет ему еще больше сложных клиентов и еще сильнее снизит рентабельность бизнеса".

В пресс-службе "Газпрома" оставили вопрос DW о том, из каких источников должна финансироваться газификация России, без ответа. На форуме "Газ России" представители холдинга говорили о том, что в 2020 году расходы компании на эти цели могут составить максимум 45 млрд рублей.

Непопулярные меры для сохранения социальной стабильности?

В итоге складывается парадоксальная ситуация. Государство хочет форсировать газификацию для того, чтобы повысить уровень доверия населения к власти, но его инструментарий весьма ограничен. 

 

"Властям нужна газификация не потому, что им очень хочется, чтобы люди лучше жили, а из опасения социальных потрясений и протестных акций", - считает Юшков. Для выполнения этой цели регуляторам, скорее всего, придется прибегнуть к не самым популярным мерам.

"Стратегически для расширения потребления газа на внутреннем рынке, в том числе, в целях газификации, необходимо изменение правил ценообразования на него, отказ от регулируемых цен, постепенная либерализация и развитие межтопливной конкуренции", - говорит Завальный. Либерализация цен подразумевает рост тарифов на газ для населения, что является крайне болезненным вопросом, особенно с учетом высокого уровня бедности в стране (около 20% населения).

Вся Россия не будет газифицирована никогда

Глава "Газпрома" Алексей Миллер заверил президента Путина весной этого года, что "в течение десяти лет максимум мы можем выйти на такой уровень газификации, который позволил бы сказать, что этот вопрос в Российской Федерации полностью решен". При этом он сделал оговорку, что повсюду ожидать сетевого газа не следует: в некоторых населенных пунктах возможна только автономная газификация.

"Есть регионы, куда газ невозможно поставить технически и нецелесообразно экономически, так как гораздо проще и выгоднее обеспечить их другими источниками энергии, например, атомной или гидроэнергией, ВИЭ", - отмечает Павел Завальный. По его словам, уровень 82,9% является "технологически и условно-экономически обоснованным". Даже 92-95% были бы, по его мнению, просто самоцелью.

Игорь Юшков считает, что показатель 80-90% будет достигнут в перспективе до 2040 года. "Крайне отдаленные населенные пункты, где стоит один дом, не будут газифицированы никогда", - констатировал он.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Deutsche Welle, 26.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики