Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод раздора: удастся ли США остановить «Северный поток — 2»

Газопровод раздора: удастся ли США остановить «Северный поток — 2»

Президент США Дональд Трамп ввел санкции против компаний, предоставляющих услуги по укладке газопровода «Северный поток — 2». Под давлением американцев швейцарская Allseas вывела свои корабли из зоны работ в Балтийском море. Сроки сорваны. Россия будет достраивать СП-2 самостоятельно.

Этого решения эксперты ждали как минимум последние два года. После инаугурации Трампа о том, что США вот-вот остановят «Северный поток — 2», не говорил разве что ленивый. События 2014 года заставили администрацию Барака Обамы искать пути как можно больнее наказать Москву, заставить вернуть Крым Украине. Ряд серьезных санкций, ударивших по нефтегазовой индустрии России, Вашингтон ввел. Однако топить СП-2 Обама не стал. Слишком дорожил дружбой с Меркель. Канцлер и так пошла на большие жертвы, присоединившись под давлением Байдена к санкциям. А вынуждать ее отказаться от прямых поставок газа из России — значило рисковать трансатлантическим единством. В общем, Обама не рискнул.

«Несистемный» Дональд Трамп, в отличие от своего предшественника, не питал сантиментов к либеральной мировой элите. Неслучайно в 2017-м западные медиа твердили, что теперь знамя свободы несет не американский президент, а немецкий канцлер. Трамп открыто поносил Меркель за ее готовность стать «заложником» Путина, то есть увеличивать закупку российского газа. Но и связанный по рукам и ногам нефтяным лобби 45-й президент США не рисковал идти во все тяжкие. Если с Ираном он церемонился недолго, то с решением по СП-2 тянул до последнего.

Швейцарской компании Allseas и ее крупнейшему в мире судну-трубоукладчику Pioneering Spirit из 1200 км оставалось достроить всего лишь 160. Даже упертая и непоколебимая Дания дала добро на прокладку трубы. И вот на самом финише Трамп подписывает оборонный бюджет, предусматривающий санкции против «Северного», а заодно и «Турецкого потока».

То, что Белый дом на это решился, удивления не вызывает. Америка хочет гнать в Европу свое сланцевое топливо. А оно не выдерживает конкуренции с российским по цене. Политический мотив тоже понятен. В условиях, когда в «Стратегии нацбезопасности США» черным по белому написано «Россия — враг номер один», непристойно, чтобы Москва еще больше сжимала в своих объятиях главного союзника Штатов в Европе — Германию.

Гораздо любопытнее разбираться не в причинах, а в том, почему именно сейчас Вашингтон одобрил санкции. Ведь газопровод был уже почти завершен! Я полагаю, время вердикта связано с тремя историями. Во-первых, с обострением внутриполитической борьбы в США: за два дня до санкций палата представителей вынесла президенту импичмент. Хотя причина его связана с украинским, а не с российским досье, но в обвинениях демократы ссылались и на «русское вмешательство». Так что Трамп снова пытается казаться «своим» и делает резкие телодвижения на внешнем контуре, чтобы заработать очки перед выборами и снять с себя подозрения в дружбе с Кремлем. На всякий случай.

Второй мотив связан с Украиной. В западном мире существует консенсус о том, что после запуска СП-2 Россия может прекратить транзит через Украину. Такой шаг лишит Киев преимуществ, а они нужны ему в условиях «аннексии» Крыма и попытки «забрать» Донбасс. Поэтому и Меркель, и Трамп требуют сохранить статус-кво. Министры энергетики России и Украины долго вели переговоры и еле-еле достигли соглашения о продолжении прокачки газа. «Теперь вы не то что остановить транзит, но даже подумать об этом побоитесь», — таков посыл Вашингтона Москве.

Третий мотив — держать Европу в узде. Последний год президент Франции Макрон взял на себя инициативу нормализовать отношения с Кремлем. Он пригласил Москву в G8, сам приезжал на Международный экономический форум в Петербурге и говорил о вреде санкций. А вот Меркель дружить не спешит. Хотя и ее однопартийцы, и представители немецких деловых кругов подталкивают Берлин к налаживанию отношений. Смена власти в Киеве дает ЕС дополнительный аргумент в отмене антироссийских рестрикций. После ухода Меркель французский президент, очевидно, возглавит Старый Свет и будет действовать решительнее. Санкции по СП-2, по мысли Трампа, должны сорвать наметившееся потепление между Европой и Россией.

Нечто похожее на наших глазах случилось с Ираном. После «ядерной сделки» европейские корпорации рванули в исламскую республику. Но после санкций США Total, Peugeot, Deutsche Telekom и другие бежали из Ирана. Сейчас расчет примерно такой же. Экстерриториальный характер санкций будет удерживать европейцев от инвестиций в Россию и подталкивать к уходу тех, кто уже присутствует на нашем рынке. Так, поставлявшая в Крым газовые турбины компания Siemens не понаслышке знает о том, что не стоит дразнить «большого американского брата».

Не буду уподобляться некоторым патриотически настроенным экспертам и говорить в духе героя из «Песни про зайцев», что нам все равно. Нам не все равно. Остановка работы корабля Pioneering Spirit оттягивает на неизвестный срок реализацию проекта. По плану, 31 декабря Путин уже должен был поздравить граждан с запуском третьего в этом году стратегического газопровода, после «Силы Сибири» и «Турецкого потока». Но, увы, этого не произойдет.

Впрочем, и Трампа с победой поздравлять рано. Ситуация сложная, но для нас не безвыходная. Министр энергетики Александр Новак уже сказал, что Россия сама может довести газопровод по дну Балтики, без помощи Allseas. Как? Есть два варианта. Либо построить судно-трубоукладчик самим, либо использовать «Академика Черского», специально купленного Россией за миллиард евро на случай санкций. В обоих случаях нужно время. И пока неясно, сколько именно. В личной беседе эксперт по энергетике, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович сказал, что если «Академик Черский» осилит проект, то СП-2 будет готов уже в следующем году. Строительство же нового судна-трубоукладчика — это 2–3 года минимум.

Что мы имеем в сухом остатке? С большим опозданием американцы если не остановили, то заморозили очень важный для России проект. Цели у США три. Они очевидны: заработать на поставках сланцевого топлива в Европу, помешать Макрону в диалоге с Кремлем и усилить позиции Украины. Удастся ли их достичь? Вопрос. И зависит он не только от того, сможет ли Газпром самостоятельно завершить начатое, но и от политической воли ЕС отстаивать собственные интересы.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 27.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики