Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вы тут не покупайте! Как "Северный поток – 2" разделил Европу и США

Вы тут не покупайте! Как "Северный поток – 2" разделил Европу и США

Россия заканчивает строительство "Северного потока – 2". А в Европе и на Западе начинаются разговоры о том, как жить дальше после его завершения

Не украинские деньги

"Северный поток - 2" (СП-2) становится реальностью. Введенные Соединенными Штатами санкции не остановят проект, а лишь замедлят его успешное завершение на несколько месяцев. Причем это замедление уже не имеет критического значения – после завершения переговоров по транзиту российского газа через Украину Москва все равно должна прокачать в 2020 году не меньше 65 миллиардов кубов. Абсолютное большинство газовых экспертов уверено – проект будет закончен к середине 2020 года.

Таким образом, СП-2 уже стал элементом как минимум европейской подсистемы, а как максимум – глобальной системы мировой политики. Фактором в двусторонних отношениях России с рядом стран Европы, а также в американо-европейских отношений. Причем фактором, мягко говоря, неоднозначным. Если, например, та же Германия довольна реализацией проекта (она не только получила надежный канал поставок дешевого трубопроводного газа, но и становится одним из крупнейших газовых хабов Европы, что, в свою очередь, дает ей доход и дополнительное политическое влияние), то у восточноевропейских стран другая позиция.

Так, СП-2 крайне недовольны в Киеве. После ввода трубы в эксплуатацию Москва может сократить поставки газа через Украину примерно на 25 миллиардов кубов в год – что и было отражено в российско-украинских газовых договоренностях (снижение минимального гарантированного объема прокачки с 65 миллиардов кубов в 2020 году до 40 миллиардов в 2021-м). Столь малые объемы приведут на Украине не только к финансовым убыткам, но и к проблемам с украинской ГТС. На обслуживание последней может банально не хватить денег.

Именно поэтому украинские власти делали все возможное, чтобы саботировать СП-2. Лоббистские возможности Киева были невелики – однако Украина нашла себе помощников в этом благородном деле.

Газ туда – газ сюда

Нашла прежде всего в странах Балтии, лидеры которых тоже выступали против реализации СП-2. Причем они (в отличие от Киева) руководствовались не национальными интересами. В экономическом плане СП-2 никак не угрожает нынешним интересам балтийских государств – они не потеряют транзит просто потому, что через них и нет транзита. Под вопросом разве что мечты отдельных стран о светлом будущем. "Та же Литва хочет стать транзитером газа со своего СПГ-терминала в другие страны. Однако на сегодняшний день все соседи отказываются от этого газа, так как СПГ, как правило, дороже трубопроводного газа. Кроме того, отношения Литвы с той же Латвией в газовой сфере не самые лучшие", – отмечает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Латыши не забыли, как они на пару с литовцами договорились просить у Брюсселя деньги на строительство СПГ-терминала, который вроде бы как должен был быть построен именно в Латвии. После чего Вильнюс переиграл договоренности и построил терминал у себя. Однако негативное отношение ко всем российским проектам, которые так или иначе способствовали развитию российско-европейских отношений, объединило их всех.

К странам Балтии присоединились поляки, которые (пользуясь европейскими юридическими процедурами) подали различные иски против компаний, которые строят "Северный поток – 2". Варшава ведет себя прагматично – в случае завершения СП-2 Польша может тоже потерять ряд транзитных доходов. Да, сейчас они минимальны: за весь транзит поляки получают примерно 5 миллионов долларов в год – в сотни раз меньше, чем та же Украина. "Когда строился газопровод Ямал – Европа, почти все финансирование было на "Газпроме". Поэтому был заключен договор о низких ставках транзита – вопрос начальных вложений определил низкий тариф", – поясняет Юшков. Неудивительно, что поляки хотят пересмотреть условия после 2022 года и уже делают резкие заявления. Например, об отказе в ближайшем будущем от импорта российского газа (то есть десять миллиардов кубов – более половины потребляемого в стране голубого топлива) за счет поставок из Норвегии и других источников. Шансы поляков продавить "Газпром" невелики, однако они вообще уходят в ноль в случае, если будет сокращаться транзит.

Вы тут не покупайте!

Однако самым важным лоббистом идеи срыва "Северного потока – 2" оказались американцы, которые не только ведут пропаганду против проекта, но и принимают санкции. Причем посол Соединенных Штатов в Германии Ричард Гренелл заявил, что решение было принято… в интересах Европы. "Если серьезно: 15 европейских стран, Европейская комиссия и Европейский парламент – все выразили свои опасения по поводу проекта. Мы давно слышим от наших европейских партнеров, что Соединенные Штаты должны поддержать их усилия. Поэтому санкции представляют собой очень проевропейское решение", – пояснил он.

В доказательство этого тезиса Вашингтон приводит весьма интересную аргументацию. Во-первых, они пытаются избавить Европу от "российскозависимости". Некоторые американцы сравнивают Европу с алкоголиком, который в поисках дешевой выпивки все больше и больше подсаживается на российский газ.

Во-вторых, они защищают ЕС от попыток Москвы использовать транзит в политических целях. Сейчас пропускные мощности всех трубопроводов позволяют Москве отправлять на запад порядка 240 миллиардов кубометров. СП-2 и "Турецкий поток" дадут еще около 87. Итого, по расчетам американцев, примерно 330 миллиардов кубов в год – больше, чем Москва в принципе сейчас готова поставлять в ЕС. А значит, Кремль может перенаправлять потоки транзита так, как ему вздумается, – то есть шантажировать "неугодные" страны-транзитеры уменьшением объема прокачки. И лишь потом, в третью очередь, идут разговоры о том, что Европе лучше бы покупать пусть и более дорогой, но политически корректный американский СПГ, нежели российский трубопроводный газ.

Неудивительно, что такой подход Вашингтона привел к еще большему обострению американо-германских отношений. В Берлине обвинили Вашингтон во вмешательстве в европейские дела, а некоторые немецкие СМИ (тот же Bild) вышли с провокационными заголовками из серии "Ангела Меркель объявила войну Германии". О войне, конечно, речи не идет, но эгоистично-патронажная политика Вашингтона все больше и больше отдаляет важнейшие страны Европы от Соединенных Штатов. И приближает их к России – особенно при помощи таких взаимовыгодных проектов, как "Северный поток – 2".

Автор: Геворг Мирзаян

Источник: Sputnik Литва, 27.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики