Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мировым соглашением с "Газпромом" Киев попытается "продавить" высокие тарифы на транзит

Мировым соглашением с "Газпромом" Киев попытается "продавить" высокие тарифы на транзит

Кабинет министров Украины одобрил подписание мирового соглашения по газовому спору с российским "Газпромом". Однако таким шагом Киев пытается установить свои тарифы на транзит, поделился с ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Сложный компромисс

Кабинет министров Украины одобрил подписание мирового соглашения по газовому спору АМКУ с российским "Газпромом" на сумму 7,4 млрд долларов. Указанная сумма, уточняет Станислав Митрахович, относится к штрафам, наложенным на «Газпром» Антимонопольным комитетом Украины.

«Штраф был выписан за то, что российская транснациональная энергетическая компания якобы злоупотребляла правами транспортировки газа через Украину. Это абсурдное обвинение, потому что «Газпром» является заказчиком услуги по транспортировке газа через украинскую сторону. То есть по факту он покупает услугу у киевской компании ДК «Укртрансгаз» – «дочки» национальной акционерной организации «Нафтогаз»», – заявил Митрахович.

Одобрив проект мирового соглашения по иску «публичного акционерного общества «Газпром» к государству Украина, которое рассматривается арбитражным судом в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли», кабинет министров, считает эксперт, лишь подтвердил абсурдность этих обвинений.

«Изначально было понятно, что украинская сторона отзовет иски и потребует только оплату долга в размере 2,9 млрд долларов по решению Стокгольмского арбитража. Это довольно большая сумма. Но, если брать во внимание размер штрафа, то России лучше было бы выплатить только 2,9 млрд долларов», – сказал Станислав Митрахович.

«Газпром» уже выплатил 2,9 млрд долларов, как было согласовано. Сейчас, считает директор Фонда энергетического развития Российской Федерации Сергей Пикин, ответный шаг ожидается от правительства Украины, которое должно отозвать все иски в отношении российской транснациональной энергетической компании.

«Важно, что украинская сторона четко следует достигнутой ранее договоренности об обнулении требований в отношении Российской Федерации. В принципе, не стоит ожидать резкого изменения курса. Страны будут двигаться по пути в рамках оговоренного протокола», – уверен эксперт.

Пятилетний прогноз

Договоренности между Россией и Украиной предусматривают подписание контракта на пять лет с возможностью десятилетнего продления, минимальный объем 65 миллиардов кубометров газа в первый год и по 40 миллиардов кубометров в последующие четыре года, отзыв будущих судебных исков «Нафтогаза» и «Газпрома», а также согласие российского газового монополиста выплатить Украине деньгами долга по решению Стокгольмского арбитража.

«В дальнейшем надо ждать подписания нового контракта на транзит сжиженного природного газа. На сегодняшний день контракта нет – переговоры между российской и украинской сторонами продолжаются. Документ необходим для реализации предварительного протокола о намерениях, который был согласован в ходе промежуточных переговоров», – прогнозирует Станислав Митрахович.

Основной важный момент, который стороны должны учесть при подписании окончательного договора – это условия доставки транзита и его стоимость.

Министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель, напоминает эксперт, обозначил сумму дохода Киева от российско-украинского контракта в 15 млрд долларов.

«В год украинская сторона будет получать около 3 млрд долларов. Учитывая, что транзит в 2021-2024 годах планируется ограничивать 40 млрд кубометров газа ежегодно, можно предположить рост ставки в два раза. Со стороны Российской Федерации это очень большая уступка. Если «Газпром» пойдет на такие условия, то будет взят курс на достраивание обходных газопроводов, таких как «Северный поток-2», «Турецкий поток». Строительство таковых позволит снизить транзит сжиженного природного газа через пять лет», – предположил эксперт.

Однако на сегодняшний день ситуация ведет лишь к выполнению требований Украины об увеличении ставки на транзит. Если Российская Федерация согласится на такие условия, считает Митрахович, то транзит газа через Киев обойдется Москве в три раза дороже, чем экспорт по «Северным потокам».

«Сложно однозначно предугадать окончательный исход газовой «схватки». Есть маленькая вероятность того, что Россия не пойдет на условия Украины. Глава комитета по энергетики и ЖКХ Верховной рады Андрей Герус, например, заявил о том, что от договоренности с Россией Украина будет получать не три миллиарда, а два. И здесь возникает противоречие, которое сможет разрешить только окончательная версия контракта между государствами. Все необходимые документы должны быть подписаны до конца текущего года», – резюмировал Митрахович.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики