Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ультиматум по «Дружбе»: выгодны ли Беларуси поставки нефти из Польши

Ультиматум по «Дружбе»: выгодны ли Беларуси поставки нефти из Польши

В декабре 2019 г. Беларусь и Россия продолжают интенсивные переговоры по нефтяному вопросу. В ход идут различные аргументы: 24 декабря президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил, что реверсные поставки нефти из Польши могут стать альтернативой российской нефти. В «Транснефти» сочли данное заявление «политическим», подчеркнув, что использование данной альтернативы «будет связано с удорожанием поставок нефти». Реалистичность и экономическую составляющую польской нефтяной альтернативы для Беларуси проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

К декабрю 2019 г. в нефтегазовой сфере российско-белорусских отношений прорывов не произошло. В частности, по результатам ряда переговорных раундов Минск не смог добиться от российского бюджета выплаты белорусским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) демпфирующей надбавки («компенсации за налоговый маневр», в интерпретации белорусской стороны).

Неурегулированность споров в энергетической сфере подтвердил президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью «Эхо Москвы». Его тезисы в целом укладываются в традиционную схему: так как из-за «налогового маневра» в РФ цены на российскую нефть для Беларуси возрастают, президент пригрозил вовсе отказаться от закупки российского сырья. Напомним, что «налоговый маневр» – реформа системы налогообложения российских компаний, предусматривающая постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В 2024 г. экспортная пошлина будет полностью обнулена и вся налоговая нагрузка «ляжет на скважину». Как только нефть будет добыта, ее стоимость будет равна мировым ценам и для российских НПЗ, и для белорусских, и для любых других. Но российские НПЗ получают «демпфирующую надбавку» (компенсацию за сдерживание цен на нефтепродукты для внутреннего рынка). Для белорусских НПЗ российский бюджет такую опцию не предусматривает. В этой связи Лукашенко заявил, что если так пойдет и дальше, то Беларусь будет покупать американскую и саудовскую нефть с поставкой через польский Гданьск. Кстати, в сентябре 2019 г. белорусский президент уже высказывал эти тезисы.

Реализовать подобные угрозы без ущерба для экономики Беларуси будет сложно. Логика действий Минска основывается на том, что если белорусские НПЗ сократят закупку российской нефти, то Москва получит экономический ущерб. Но это фундаментальное основание неверно.

У России нет проблем со сбытом нефти. Если отечественные компании перенаправят ее на другие рынки, то смогут без проблем продать и 18, и 24 млн т. Более того, для российского бюджета до 2024 г. выгодно перенаправление нефти с белорусского рынка на любой другой за пределами ЕАЭС, так как в случае продаж в третьи страны компании будут платить экспортную пошлину в российский бюджет, чего не происходит в случае поставок в Беларусь. Если бы со всех 14,7 млн т. нефти, которые Беларусь купила у России с января по октябрь 2019 г. российский бюджет получил бы экспортную пошлину, то российская казна пополнилась бы на $1,3 млрд.

Период

Объем поставки нефти из России в Беларусь в тоннах

Экспортная пошлина на нефть в $ за тонну

 

Доход от пошлины на нефть в бюджет России в случае поставки не в Беларусь, а в другие страны

Январь 2019

1 549 742

89

137,927

Февраль 2019

1 399 858

80,7

112,9685

Март 2019

1 556 328

91,2

141,9371

Апрель 2019

1 487 600

97,4

144,8922

Май 2019

1 090 933

104,6

114,1116

Июнь 2019

1 448 649

110,4

159,9309

Июль 2019

1 543 770

100,3

154,8401

Август 2019

1 769 981

94,1

166,5552

Сентябрь 2019

1 643 498

90,7

149,0653

Октябрь 2019

1 219 959

87,2

106,3804

Всего

14 710 318

 

1388,608

Источник: Белстат, Минфин РФ, расчеты Фонда национальной энергетической безопасности. 

Таким образом, аргумент о потере Россией белорусского нефтяного рынка в данный момент не может стать рычагом давления на Москву. Минск приводит и другие доводы. В частности, президент Беларуси говорит о том, что на НПЗ республики будет поставляться нефть из США и Саудовской Аравии через польский порт Гданьск. Для этого в реверсном направлении будет использоваться сначала одна нитка нефтепровода «Дружба», а потом и вторая (всего есть три нитки).

Во-первых, даже после 2024 г., когда цены на российскую нефть для Беларуси могут сравняться с мировыми, Минску все равно будет выгоднее покупать сырье для своих НПЗ именно у российских компаний по «Дружбе», а не через Гданьск. В первом случае расчет будет производиться на границе России и Беларуси, и нужно будет потратить средства только на доставку нефти до НПЗ по белорусской территории.

В случае с Гданьском нужно будет заплатить за перегрузку с танкера в порту, а потом еще оплатить транзит по территории Польши. Получится, что стоимость альтернативной нефти будет выше как минимум на объем логистических затрат.

Во-вторых, сокращение транзита российской нефти по «Дружбе» приведет к снижению прибыли самой Беларуси, ведь она получает плату за прокачку сырья. Можно вспомнить, что Минск получил компенсацию за недопрокачку по транзиту российской нефти в 2019 г. (нефтепровод прекратил работу из-за обнаружения хлорированной нефти). Планировалось прокачать в 2019 г. 59,75 млн. т., но фактический объем составил примерно 54 млн т.

В-третьих, Беларусь не сможет получить всю необходимую нефть из Гданьска. В настоящее время нефтяной терминал может переваливать 34 млн т. нефти и нефтепродуктов. Оператор нефтяного терминала Naftoport сообщил, что к середине ноября 2019 г. порт перевалил более 15 млн т. нефти. Получается, что если порт примет в 2019 г. хотя бы 16 млн т., то свободных мощностей останется на 18 млн т.

Безымянный.png

Источник: Naftoport. 

На первый взгляд, Беларуси хватит 18 млн т. перевалки в Гданьске, так как сейчас именно данный объем приобретается Минском в России. Но Лукашенко заявляет, что после модернизации нефтеперерабатывающим предприятиям понадобится уже 24 млн т. нефти. А столько Гданьск уже «не потянет».

Другой проблемой использования Гданьска является конкуренция за мощности терминала, которая возникнет в случае отказа Беларуси прокачивать российскую нефть транзитом по двум ниткам «Дружбы». Дело в том, что Россия в лубом случае должна поставлять нефть на польские и немецкие НПЗ. И если она не сможет это делать по «Дружбе» через белорусскую территорию, то она будет поставлять нефть через балтийские порты.

Беларусь имеет богатый опыт закупок нефти у альтернативных источников, прежде всего у Венесуэлы. Это приносило огромные убытки. Поэтому можно предположить, что и сейчас Минск действительно пойдет на перекрытие части нефтепровода, чтобы надавить на Москву по вопросу компенсации за налоговый маневр. Но в нынешнем споре Минск рискует лишить себя прибыли от транзита нефти, а также недополучить объем поставок нефти для своих НПЗ. Те объемы, которые сможет купить с рынка будут дороже российского предложения.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Евразия.Эксперт, 29.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики