Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил риски претензий к «Газпрому» по новому контракту на транзит

Эксперт оценил риски претензий к «Газпрому» по новому контракту на транзит

Риски претензий к «Газпрому» по новому контракту на транзит газа в Европу через территорию Украины — минимальны, заявил «Известиям» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Накануне, 30 декабря, «Газпром» и «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) подписали межоператорское соглашение по транзиту газа через территорию Украины. Сообщалось, что документ предусматривает транзит 65 млрд куб. м газа в 2020 году и по 40 млрд куб. м ежегодно в период с 2021 по 2024 год, а также отказ Украины от новых исков против «Газпрома».

Риски потенциальных претензий к «Газпрому» по новому контракту на транзит состоят из двух аспектов — это нарушение объемов прокачки и выбор площадки для арбитража, полагает эксперт.

«В нормальной ситуации, риски связаны только с тем, что твой оппонент не будет выполнять условия контракта. А теперь, получается, что дополнительные риски заключаются в площадке, где вы будете судиться, в арбитраже», — сказал Юшков.

По его словам, Стокгольмский арбитраж показал себя политически-ангажированным институтом.

«Интересен вопрос, в какой юрисдикции будет решаться потенциальный спор. Опять ли это будет Стокгольмский арбитраж либо уйдем в другую юрисдикцию, потому что Стокгольмский арбитраж себя дискредитировал. Если «Газпром» хочет сохранить лицо, он должен убирать из контракта Стокгольмский арбитраж как площадку для экономических разбирательств», — подчеркнул представитель ФНЭБ.

Игорь Юшков напомнил, что в 2018 году «Газпром» прокачал через Украину 86,8 млрд кубов газа. «С января заработает Турецкий поток, в потенциале это минус 31,5 млрд «кубов». На Украину останется около 55 млрд «кубов». Но учитывая, что вторая нитка «Турецкого потока» заработает не сразу, а первая будет не загружена на полную мощность, потому что Турция сократила закупки газа в 2019 году, мы выходим на 65 млрд кубов».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 31 декабря назвал газовый контракт с Украиной «компромиссом, который необходимо было найти». В то же время документ подтверждает, что договариваться можно даже по самым сложным вопросам, отметил премьер.

Действующие контракты на поставку и транзит российского газа через Украину истекают 31 декабря 2019 года.

Источник: Известия, 31.12.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики