Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новое транзитное соглашение РФ и Украины закроет украинский газовый вопрос

Новое транзитное соглашение РФ и Украины закроет украинский газовый вопрос

Главным моментом в газовом споре остается заключение соглашения между Россией и Украиной – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украинцы не имели шансов разыграть антимонопольную тему

Так Станислав Павлович прокомментировал разрешение украинского правительства компании «Нафтогаз» заключить с «Газпромом» новый транзитный договор на 2020-2024 годы и подписать мировое соглашение по всем судебным спорам за 2009-19 годы.

Данное распоряжение украинского кабинета открывает дорогу для урегулирования всех споров между «Газпромом» и «Нафтогазом» – здесь можно вспомнить соглашение по закрытию антимонопольного дела на Украине, пусть и Митрахович считает этот момент малозначащим пунктом, поскольку данный казус придумали сами украинцы, и они бы, совершенно точно, не смогли бы его доказать в любом арбитраже.

«Если взять украинский антимонопольный штраф, то это была полная ерунда, поскольку украинцы выписали его на основе того, что «Газпром» не обеспечивал условия конкуренции при транспортировке своего газа через Украину», - заключает Митрахович.

Естественно, «Газпром» не может отвечать за этот вопрос, поэтому это малозначимая штука. На самом деле, данный штраф был абсурдным на сто процентов, поскольку украинцы признали здесь «Газпром» монополистом на своем национальном рынке.

Другой вопрос, что закрытие этого дела было одним из условий «Газпрома», поэтому неудивительно, что данную проблему разрешили одной из первых, поскольку украинцы сами понимали, что им здесь не на что рассчитывать, и что это только повод для спекуляций СМИ.

«На самом деле, «Газпром» заказывал услугу у украинской стороны, если смотреть на условия контракта, и никак не отвечает за транзит своего газа через территорию Украины, но это не помешало Киеву вынести свое одиозное решение», - констатирует Митрахович.

У украинцев были определенные козыри

Как полагает эксперт, у Украины были гораздо более сильные позиции, от которых «Нафтогаз» отказался в контексте урегулирования спора по штрафу Стокгольмского арбитража. В обмен на перечисление 2,9 млрд долларов украинцы отказались от своих претензий за 2018-19 годы, а ведь при удачном стечении обстоятельств, Киев мог здесь повторить успех, который свалился на Украину в 2017 году.

Тогда шведские арбитры разделили два спора о лимите на прокачку – по контракту «Газпром» должен был прокачивать 110 млрд кубов в год, и по принципу «бери или плати», что позволило придумать российской компании штраф в 4,6 млрд долларов.

Украинцы не выполнили условие «бери или плати», которое в 2017 года шведские арбитры обозначили в 5 млрд кубов прямых закупок газа, но и «Газпром» не прокачивал за это время через украинскую территорию контрактные 110 млрд кубов транзитного газа.

«Еще украинцы придумали иск к «Газпрому» за то, что российская компания перестанет пользоваться украинской ГТС и должна за это заплатить 12 млрд долларов. От этого Киев также отказался, хотя, несмотря на свою полную абсурдность, этот момент был посерьезней антимонопольного решения Украины. Были и украинские иски за неподачу «Газпромом» газа в 18-19 годах», - заключает Митрахович.

Сложно воспринимать эти требования Киева, как справедливые, но у нас перед глазами решение шведских арбитров 2017 года, которое также является глубоко сомнительным, и чтобы не давать украинцам никакого повода, «Газпром» пошел на полное закрытие данного вопроса.

«У украинцев во всех этих исках шансы были спорные, но все-таки теоретически они существовали. Они могли что-то отсудить, а вот что касается антимонопольных 7 млрд – это была полная ерунда, и на Украине прекрасно об этом знали», - резюмирует Митрахович.

Итогом переговоров должен быть новый контракт

Что касается последнего решения правительства Украины, то, по мнению Станислава Павловича, главным итогом должен быть контракт на транзит, а его стороны пока не подписали, причем причиной этого являются требования «Нафтогаза» по цене.

Рамочная газовая сделка России и Украины предполагает конкурентоспособную цену на газ, но после этого украинцы по своей традиции решили поднять цену вдвое, из-за чего переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» продолжаются и вечером 30 декабря.

«Может быть контракт подпишут ночью, может завтра утром, днем или вечером. У нас был экстремальный опыт подписания контракта с Украиной между газовыми войнами 2006 и 2009 годов. Тогда контракты не переставали продлевать, в результате чего, их подписывали в самый последний момент или даже уже в начале следующего календарного года», - констатирует Митрахович.

Митрахович полагает, если контракт сегодня или завтра заключен не будет, то эти события могут обернуться негативным сценарием – третьей газовой войной или чем-то в этом духе, но, скорее всего, будет подписано новое транзитное соглашение вплоть до 2025 года

«Я так понимаю, спорят о цене прокачки, где украинцы хотели взвинтить цену в два раза», - заключает Митрахович.

Примечательно, что если ситуация разрешится, то мы фактически закрываем тему Украины в российском газовом экспорте, поскольку к 2025 году точно будут завершены все российские обходные газопроводы, из-за чего значение украинцев снизится до нуля.

«Надо будет посмотреть, какие будут отношения России и Евросоюза, России и Украины. К тому моменту должны быть окончены все российские транзитные газопроводы и может быть предложен проект «Турецкого потока-2». Тогда значение Украины действительно упадет до минимума – в лучшем случае до 10-15 млрд кубов, а то и вообще до нуля», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 30.12.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики