Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новое транзитное соглашение РФ и Украины закроет украинский газовый вопрос

Новое транзитное соглашение РФ и Украины закроет украинский газовый вопрос

Главным моментом в газовом споре остается заключение соглашения между Россией и Украиной – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украинцы не имели шансов разыграть антимонопольную тему

Так Станислав Павлович прокомментировал разрешение украинского правительства компании «Нафтогаз» заключить с «Газпромом» новый транзитный договор на 2020-2024 годы и подписать мировое соглашение по всем судебным спорам за 2009-19 годы.

Данное распоряжение украинского кабинета открывает дорогу для урегулирования всех споров между «Газпромом» и «Нафтогазом» – здесь можно вспомнить соглашение по закрытию антимонопольного дела на Украине, пусть и Митрахович считает этот момент малозначащим пунктом, поскольку данный казус придумали сами украинцы, и они бы, совершенно точно, не смогли бы его доказать в любом арбитраже.

«Если взять украинский антимонопольный штраф, то это была полная ерунда, поскольку украинцы выписали его на основе того, что «Газпром» не обеспечивал условия конкуренции при транспортировке своего газа через Украину», - заключает Митрахович.

Естественно, «Газпром» не может отвечать за этот вопрос, поэтому это малозначимая штука. На самом деле, данный штраф был абсурдным на сто процентов, поскольку украинцы признали здесь «Газпром» монополистом на своем национальном рынке.

Другой вопрос, что закрытие этого дела было одним из условий «Газпрома», поэтому неудивительно, что данную проблему разрешили одной из первых, поскольку украинцы сами понимали, что им здесь не на что рассчитывать, и что это только повод для спекуляций СМИ.

«На самом деле, «Газпром» заказывал услугу у украинской стороны, если смотреть на условия контракта, и никак не отвечает за транзит своего газа через территорию Украины, но это не помешало Киеву вынести свое одиозное решение», - констатирует Митрахович.

У украинцев были определенные козыри

Как полагает эксперт, у Украины были гораздо более сильные позиции, от которых «Нафтогаз» отказался в контексте урегулирования спора по штрафу Стокгольмского арбитража. В обмен на перечисление 2,9 млрд долларов украинцы отказались от своих претензий за 2018-19 годы, а ведь при удачном стечении обстоятельств, Киев мог здесь повторить успех, который свалился на Украину в 2017 году.

Тогда шведские арбитры разделили два спора о лимите на прокачку – по контракту «Газпром» должен был прокачивать 110 млрд кубов в год, и по принципу «бери или плати», что позволило придумать российской компании штраф в 4,6 млрд долларов.

Украинцы не выполнили условие «бери или плати», которое в 2017 года шведские арбитры обозначили в 5 млрд кубов прямых закупок газа, но и «Газпром» не прокачивал за это время через украинскую территорию контрактные 110 млрд кубов транзитного газа.

«Еще украинцы придумали иск к «Газпрому» за то, что российская компания перестанет пользоваться украинской ГТС и должна за это заплатить 12 млрд долларов. От этого Киев также отказался, хотя, несмотря на свою полную абсурдность, этот момент был посерьезней антимонопольного решения Украины. Были и украинские иски за неподачу «Газпромом» газа в 18-19 годах», - заключает Митрахович.

Сложно воспринимать эти требования Киева, как справедливые, но у нас перед глазами решение шведских арбитров 2017 года, которое также является глубоко сомнительным, и чтобы не давать украинцам никакого повода, «Газпром» пошел на полное закрытие данного вопроса.

«У украинцев во всех этих исках шансы были спорные, но все-таки теоретически они существовали. Они могли что-то отсудить, а вот что касается антимонопольных 7 млрд – это была полная ерунда, и на Украине прекрасно об этом знали», - резюмирует Митрахович.

Итогом переговоров должен быть новый контракт

Что касается последнего решения правительства Украины, то, по мнению Станислава Павловича, главным итогом должен быть контракт на транзит, а его стороны пока не подписали, причем причиной этого являются требования «Нафтогаза» по цене.

Рамочная газовая сделка России и Украины предполагает конкурентоспособную цену на газ, но после этого украинцы по своей традиции решили поднять цену вдвое, из-за чего переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» продолжаются и вечером 30 декабря.

«Может быть контракт подпишут ночью, может завтра утром, днем или вечером. У нас был экстремальный опыт подписания контракта с Украиной между газовыми войнами 2006 и 2009 годов. Тогда контракты не переставали продлевать, в результате чего, их подписывали в самый последний момент или даже уже в начале следующего календарного года», - констатирует Митрахович.

Митрахович полагает, если контракт сегодня или завтра заключен не будет, то эти события могут обернуться негативным сценарием – третьей газовой войной или чем-то в этом духе, но, скорее всего, будет подписано новое транзитное соглашение вплоть до 2025 года

«Я так понимаю, спорят о цене прокачки, где украинцы хотели взвинтить цену в два раза», - заключает Митрахович.

Примечательно, что если ситуация разрешится, то мы фактически закрываем тему Украины в российском газовом экспорте, поскольку к 2025 году точно будут завершены все российские обходные газопроводы, из-за чего значение украинцев снизится до нуля.

«Надо будет посмотреть, какие будут отношения России и Евросоюза, России и Украины. К тому моменту должны быть окончены все российские транзитные газопроводы и может быть предложен проект «Турецкого потока-2». Тогда значение Украины действительно упадет до минимума – в лучшем случае до 10-15 млрд кубов, а то и вообще до нуля», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 30.12.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики