Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение нефтегазового вопроса приблизит интеграцию России и Белоруссии

Решение нефтегазового вопроса приблизит интеграцию России и Белоруссии

Переговорами по нефти и газу Москва и Минск движутся в сторону интеграции – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Нефть и газ являются основой переговоров России и Белоруссии

Министерство энергетики Белоруссии сообщило, что в феврале-январе 2020 года эта страна будет получать из России газ за 127 долларов за тысячу кубометров, что демонстрирует, как стабильность цен для Минска, так и продолжение российско-белорусских переговоров.

Напомним, что в конце прошлого года Белоруссия заявила, что нефть и газ будут поставляться в Белоруссию на внеконтрактной основе. Это обстоятельство привело к тому, что поставки нефти в Белоруссию были остановлены, хотя если судить по заявлениям компании «Транснефть», причиной этого является отсутствие заявок со стороны российских поставщиков на такие транзакции.

А последнее невозможно без запроса белорусских партнеров.

Стороны этот вопрос полностью урегулировали 31 декабря, поэтому перед нами очередная медийная флуктация, столь характерная для Белоруссии в последние месяцы. Причиной этого являются требования Минска получить компенсацию за налоговый маневр в России, который будет продолжаться в нашей стране до 2024 года. Именно это и является причиной всех громких заявлений Белоруссии по нефти.

По газу также есть необоснованные требования Белоруссии, выражающиеся в требовании цен, как в Смоленской области, но Москва на такую скидку не пойдет, поскольку это означает прямое дотирование Белоруссии из российского бюджета. Ведь стоимость газа в Смоленской области является результатом бюджетных дотаций, поэтому она не носит рыночного характера даже для России.

Кроме того, экономика Белоруссии не может существовать без российских нефти и газа, поэтому эти поставки, в любом случае, продолжатся, но Минск пока будет делать ставку на внеконтрактную основу, чтобы попробовать получить от Москвы какие-то преференции.

«Я думаю, здесь вопрос стоит об интеграции наших государств. Разговор идет об этом, а не о ценах на энергоносители и прочих условиях двустороннего сотрудничества России и Белоруссии, которые пока отошли на второй план», - заключает Юшков.

Ведь сегодняшний переговорный процесс с Белоруссией пронизывает тема интеграции, где посыл российской стороны понятен – Москва готова идти на торгово-экономические уступки Минску в обмен на интеграционную сговорчивость белорусов.

«Беларусь пока не хочет идти на создание структуры единого государства, но в рамках глубокой интеграции и дорожных карт, которые сегодня обговариваются Москвой и Минском, разговор идет именно об этом», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, Белоруссия хочет, чтобы цены на энергоносители не менялись и оставались на прежнем уровне, а это невозможно ввиду ситуации на рынках энергоносителей, поэтому Минску придется выбирать между ростом котировок и предложением Москвы.

Переговорное преимущество на стороне Москвы

«На сегодня стороны не могут договориться о том, как дальше продолжать свое сотрудничество в области энергетики. Белоруссия хочет стабильности цен, но межправительственное соглашение по газу, благодаря которому Минск покупал газ в нашей стране за 130 долларов за тысячу кубов, завершилось, а внутренние цены на нефть в России продолжают расти», - заключает Юшков.

В такой ситуации, учитывая, что Белоруссия требует цен на газ ниже 130 долларов за тысячу кубов, белорусские условия реалистичны только в том случае, если наша страна согласится на новые уступки, но это случится только в ответ на необходимые Москве решения Минска.

«По нефти, в связи с налоговым маневром, у нас до 2024 года будет снижаться экспортная пошлина и повышаться НДПИ, поэтому цена на нефть для НПЗ из России и Белоруссии будет расти, но наши предприятия получат компенсацию из бюджета в виде обратного акциза. Белорусы также требуют к себе такого подхода, но это абсурдно, поскольку мы являемся двумя разными государствами», - резюмирует Юшков.

Нельзя сказать, что распространение внутрибюджетных российских льгот на Белоруссию невозможно, но это случится только в том случае, если Минск пойдет хотя бы на интеграцию наших экономик, но даже это белорусское руководство считает угрозой своему суверенитету.

Поэтому все переговоры между Москвой и Минском идут о балансе российских уступок и общего уровня интеграции России и Белоруссии.

«Белорусы сейчас останавливают закупки нефти в России и говорят о саудовском сырье и других альтернативах. Это происходит из-за того, что они успели накопить в своих хранилищах большие объемы нефти, что дает им пространство для маневра», - констатирует Юшков.

Естественно, в Минске не собираются отказываться от российских энергоносителей, поскольку у них нет альтернативы даже в условиях новых ценовых котировок в России, но это позволяет белорусам продолжать свою политику давления. Ведь не просто так, Минск не подписывает контракты по нефти и газу – определенно, белорусы надеются добиться максимально выгодных условий.

«По газу же все еще сложнее для Белоруссии, поскольку даже теоретически у них нет альтернативы российскому сырью. По этой причине, никаких историй с приостановками поставок данного энергоресурса в Минске нет и в помине», - заключает Юшков.

В целом, у России здесь более сильная позиция, из-за чего Белоруссии придется идти на уступки.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики