Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение нефтегазового вопроса приблизит интеграцию России и Белоруссии

Решение нефтегазового вопроса приблизит интеграцию России и Белоруссии

Переговорами по нефти и газу Москва и Минск движутся в сторону интеграции – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Нефть и газ являются основой переговоров России и Белоруссии

Министерство энергетики Белоруссии сообщило, что в феврале-январе 2020 года эта страна будет получать из России газ за 127 долларов за тысячу кубометров, что демонстрирует, как стабильность цен для Минска, так и продолжение российско-белорусских переговоров.

Напомним, что в конце прошлого года Белоруссия заявила, что нефть и газ будут поставляться в Белоруссию на внеконтрактной основе. Это обстоятельство привело к тому, что поставки нефти в Белоруссию были остановлены, хотя если судить по заявлениям компании «Транснефть», причиной этого является отсутствие заявок со стороны российских поставщиков на такие транзакции.

А последнее невозможно без запроса белорусских партнеров.

Стороны этот вопрос полностью урегулировали 31 декабря, поэтому перед нами очередная медийная флуктация, столь характерная для Белоруссии в последние месяцы. Причиной этого являются требования Минска получить компенсацию за налоговый маневр в России, который будет продолжаться в нашей стране до 2024 года. Именно это и является причиной всех громких заявлений Белоруссии по нефти.

По газу также есть необоснованные требования Белоруссии, выражающиеся в требовании цен, как в Смоленской области, но Москва на такую скидку не пойдет, поскольку это означает прямое дотирование Белоруссии из российского бюджета. Ведь стоимость газа в Смоленской области является результатом бюджетных дотаций, поэтому она не носит рыночного характера даже для России.

Кроме того, экономика Белоруссии не может существовать без российских нефти и газа, поэтому эти поставки, в любом случае, продолжатся, но Минск пока будет делать ставку на внеконтрактную основу, чтобы попробовать получить от Москвы какие-то преференции.

«Я думаю, здесь вопрос стоит об интеграции наших государств. Разговор идет об этом, а не о ценах на энергоносители и прочих условиях двустороннего сотрудничества России и Белоруссии, которые пока отошли на второй план», - заключает Юшков.

Ведь сегодняшний переговорный процесс с Белоруссией пронизывает тема интеграции, где посыл российской стороны понятен – Москва готова идти на торгово-экономические уступки Минску в обмен на интеграционную сговорчивость белорусов.

«Беларусь пока не хочет идти на создание структуры единого государства, но в рамках глубокой интеграции и дорожных карт, которые сегодня обговариваются Москвой и Минском, разговор идет именно об этом», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, Белоруссия хочет, чтобы цены на энергоносители не менялись и оставались на прежнем уровне, а это невозможно ввиду ситуации на рынках энергоносителей, поэтому Минску придется выбирать между ростом котировок и предложением Москвы.

Переговорное преимущество на стороне Москвы

«На сегодня стороны не могут договориться о том, как дальше продолжать свое сотрудничество в области энергетики. Белоруссия хочет стабильности цен, но межправительственное соглашение по газу, благодаря которому Минск покупал газ в нашей стране за 130 долларов за тысячу кубов, завершилось, а внутренние цены на нефть в России продолжают расти», - заключает Юшков.

В такой ситуации, учитывая, что Белоруссия требует цен на газ ниже 130 долларов за тысячу кубов, белорусские условия реалистичны только в том случае, если наша страна согласится на новые уступки, но это случится только в ответ на необходимые Москве решения Минска.

«По нефти, в связи с налоговым маневром, у нас до 2024 года будет снижаться экспортная пошлина и повышаться НДПИ, поэтому цена на нефть для НПЗ из России и Белоруссии будет расти, но наши предприятия получат компенсацию из бюджета в виде обратного акциза. Белорусы также требуют к себе такого подхода, но это абсурдно, поскольку мы являемся двумя разными государствами», - резюмирует Юшков.

Нельзя сказать, что распространение внутрибюджетных российских льгот на Белоруссию невозможно, но это случится только в том случае, если Минск пойдет хотя бы на интеграцию наших экономик, но даже это белорусское руководство считает угрозой своему суверенитету.

Поэтому все переговоры между Москвой и Минском идут о балансе российских уступок и общего уровня интеграции России и Белоруссии.

«Белорусы сейчас останавливают закупки нефти в России и говорят о саудовском сырье и других альтернативах. Это происходит из-за того, что они успели накопить в своих хранилищах большие объемы нефти, что дает им пространство для маневра», - констатирует Юшков.

Естественно, в Минске не собираются отказываться от российских энергоносителей, поскольку у них нет альтернативы даже в условиях новых ценовых котировок в России, но это позволяет белорусам продолжать свою политику давления. Ведь не просто так, Минск не подписывает контракты по нефти и газу – определенно, белорусы надеются добиться максимально выгодных условий.

«По газу же все еще сложнее для Белоруссии, поскольку даже теоретически у них нет альтернативы российскому сырью. По этой причине, никаких историй с приостановками поставок данного энергоресурса в Минске нет и в помине», - заключает Юшков.

В целом, у России здесь более сильная позиция, из-за чего Белоруссии придется идти на уступки.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики