Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Турецкий поток" показал Украине призрачность "газового давления" на Россию

"Турецкий поток" показал Украине призрачность "газового давления" на Россию

Запуск Путиным и Эрдоганом "Турецкого потока" меняет расклад в большой газовой игре Евразии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал Александр Перов.

Сегодня президент Российской Федерации Владимир Путин совместно с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на официальной церемонии в Стамбуле ввели в эксплуатацию газопровод "Турецкий поток". Эта магистраль - часть долгосрочной стратегии РФ по избавлению от необходимости прокачивать российский газ через украинскую газотранспортную систему. Строительство "Турецкого потока" началось в 2017 году. Общая протяженность трубопровода от Анапы до Люлебургаза - 1100 километров.

"Россия долго шла к реализации проекта южного газового коридора – сегодня этот путь завершается, - отмечает эксперт. – Он не заменит украинский маршрут полностью, но создает весомую ему альтернативу. Были разговоры, что "Турецкий поток" не ограничится двумя нитками, а продолжится еще парой – перспективы этого "расширения" еще придется оценить. Главное – Москва перераспределила поставки в Южную Европу.

Это означает, что когда страны ЕС подпишут контракты на получение газа по "Турецкому потоку", зависимость от украинской "трубы" значительно снизится. Снимается сразу целый набор проблем и препонов, которые такая зависимость исторически выставляла. То есть Россия серьезно укрепила свои позиции на газовом рынке Евросоюза, что очень позитивно для нашей страны. В том числе с учетом будущих перспектив".

Новый расклад

Проект "Турецкий поток" представляет из себя газопровод, который состоит из двух ниток. Мощность каждой нитки - 15,75 млрд кубометров газа в год. Первая нитка будет использоваться для поставок российского газа в Турцию, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Российская сторона рассчитывает, что газ по второй нитке "Турецкого потока" дойдет до Греции, Италии, Болгарии, Сербии и Венгрии. При этом прокладывался газопровод рекордными темпами.

В 2018-м Турция заняла второе место по импорту российского газа среди стран дальнего зарубежья, закупив 24 миллиарда кубометров. Больше приобретает только Германия - 58,5 млрд. Для многих стран, включая Россию, важно, что половину газа, поступающего по "Турецкому потоку", Анкара будет реэкспортировать в Европу. Для Турции это станет еще одним способом укрепить позиции в отношениях с Евросоюзом.

"Часть стран Европы с появлением "Турецкого потока" становится газовыми транзитерами, что благоприятно отразится на их финансовом состоянии. Ведь за прокачку по своей территории они берут определенные деньги. Но главное – целый ряд стран ЕС получили дополнительный источник поставок энергоресурса, что очень ценно для стран, не имеющих собственной газодобычи. Российский проект повысил энергобезопасность Евросоюза.

Немало выигрывает и Турция, которая давно стремилась стать газовым хабом для поставок по различным направлениям. Она уже получает газ из Азербайджана, не оставляет надежд добиться поставок из Ирана, хотя газопровод регулярно взрывают. Но в целом Анкара благодаря российскому газу повышает свое влияние на глобальном энергетическом рынке, что дает ей новые возможности как для переговоров, так и для сотрудничества", - подчеркивает специалист.

Украинский транзит

Тем временем в Киеве с досадой подсчитывают выпадающие доходы, которые Украина не получит из-за "Турецкого потока". Аналитик рынка энергетики Дмитрий Марунич пришел к выводу, что основная часть поставок в Турцию в объеме 15 млрд кубометров уйдет из украинской трубы. Кроме того, в конце 2019 года Болгария перенесла точку сдачи импорта российского газа с румынской на турецкую границу, что лишает Украину 2,9 млрд кубометров болгарского транзита.

"Уже получается почти 20 млрд кубометров транзита газа. Плюс, как только будет достроена транспортная инфраструктура, газ пойдет в Сербию – это еще два с лишним миллиарда поставок "Газпрома". Плюс, по мелочам, Северная Македония с 0,5 млрд, и остальные", - заявил украинский эксперт. Он объявил, что Киев сам виноват в потерях из-за того, что заблаговременно не договаривался с Россией и не модернизировал свою газотранспортную систему.

"Украина рано подсчитывать выпадающие доходы, так как все еще до конца не ясно, как будут перераспределены газовые потоки. Контракты к Новому году на поставку по "Турецкому потоку" были обговорены лишь с Сербией, но включение новых покупателей – лишь дело времени. Украина, конечно, существенно теряет транзитные доходы, так как газ перераспределяется на новый маршрут. И это было ясно еще когда проект "Турецкий поток" стартовал.

Но в целом положение Киева могло быть намного хуже, если бы Россия вообще прекратила поставки по украинской территории – такой вариант был весьма вероятен. Пока же в декабрьских переговорах Киеву удалось выторговать пятилетний контракт на транзит, что уже можно считать серьезным финансовым успехом.

В этих условиях жаловаться на некоторые убытки украинской стороне просто не приходится – она могла потерять все, но лишилась лишь небольшой доли прежних доходов. Гораздо серьезнее для Киева потеря влияния - перспективы давить на Москву под предлогом газового транзита становятся все призрачнее", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 08.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики