Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик: Газ за «зайчики» поссорит Москву и Минск

Аналитик: Газ за «зайчики» поссорит Москву и Минск

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с НСН объяснил, почему Минск хочет рассчитываться за российский газ белорусскими рублями.

Правительство и Национальный бaнк Белоруссии плaнируют внести изменения в межпрaвительственное соглaшение с Россией, предполaгaющие откaз от использовaния доллaрa во внутренних рaсчетaх зa гaз между резидентaми. Постaновление «О стрaтегии повышения доверия к нaционaльной вaлюте до 2035 годa» опубликовaно нa сaйте Советa министров, уточняет RT.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с НСН назвал решение о замене доллара на белорусские рубли при оплате российского газа Минском попыткой выяснить возможность изменения контракта с «Газпромом».

«Расчеты за газ производят между собой не государства, а коммерческие компании. У них есть контракт, в нем прописаны и формула на ценообразование на поставляемый товар, и валюта, за которую происходит расчет. Без изменений контракта Минск поменять валюту при расчетах не может. «Газпром» вряд ли захочет переходить на белорусские рубли, потому что они ему особо не нужны. Их придется сдавать белорусам, пытаться поменять на доллары и так далее. А если они девальвируются? К чему российской компании такие сложности?» - отметил эксперт.

Игорь Юшков напомнил, что из-за российского налогового маневра нефть, которую Минск закупает у Москвы, для Белоруссии все больше дорожает. Доход от нефтепродуктов, которые производила Белоруссия из российского сырья и продавала по высоким ценам за границу, сокращается. Из-за этого у Белоруссии становится меньше иностранной валюты, и тратить ее на российский газ Минск не хочет. Эксперт предположил, что в Белоруссии надеются на снижение цены на газ при расчетах «зайчиками» и дальнейшей конвертации сумм в доллары. По мнению Юшкова, «Газпром» на это не пойдет. Аналитик рассказал, к чему может привести решение Белоруссии о смены валюты в газовых расчетах с Россией.

«Основной риск в том, что белорусы сделают это в одностороннем порядке. Скажут, мы (Белоруссия – прим. НСН) вам будем платить вам (России – прим. НСН) по такому курсу, какой сам и придумываем. В итоге повторится история двухлетней давности, когда Россия считает по-своему, а Белоруссия – по-своему, и у нее, с точки зрения России, «Газпрома», накапливается долг. И это приведет к новому энергетическому конфликту. Это рискованный шаг Минска, поэтому, думаю, Белоруссия просто хочет прощупать, можно ли изменить контракт между «Газпромом» и его минским контрагентом на поставку газа» - сделал вывод собеседник НСН.

Автор: Ольга Болдырева

Источник: НСН, 06.01.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики