Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Транзитный контракт удалось подписать «на флажке»

Российский газ не остановлен на границе, а поступает в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Правда, 1 января 2020 года объем транзита снизился в 5,3 раза по сравнению с декабрьским показателем – 261 млн куб. м газа в день до 49,3 млн куб. м. Но это – технический момент, который общую ситуацию не меняет. Важно, что стороны могут расслабится: отопительному сезону на Украине и в странах Евросоюза пока ничто не угрожает.

Компания «Оператор газотранспортной системы Украины» получает оплату за транзит газа в полном объеме из расчета 178 млн куб. м в сутки, несмотря на временное сокращение транзита», написал в Facebook глава «Нафтогаза» Сергей Макогон. По его словам, услуги оказываются по принципу предоплаты. Ранее президент Владимир Зеленский заявил, что его страна благодаря новому контракту выгадает за пять лет не менее $7 млрд.

Судьба транзитного контракта по газу, истекавшего 31 декабря 2019 года, решилась вечером 30 декабря в Вене. В переговорах участвовали четыре стороны: «Газпром», «Нафтогаз Украины», новый оператор украинской ГТС и украинское министерство юстиции. В итоге были подписаны три базовых документа. Один — это соглашение между оператором ГТС Украины и «Газпромом». Оно определяет технические регламенты и правила взаимодействия операторов смежных сетей. Второй — мировое соглашение, в соответствие с которым «Нафтогаз» и «Газпром» отказываются от взаимных претензий по контрактам 2009 года. Третий — договор между двумя компаниями об организации транзита. Его параметры, прежде всего, финансовые, ясны не до конца.

«Эти договоренности действительно являются большой пакетной сделкой, которая восстановила баланс интересов сторон», - заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Главное, что и Украина, и Европа нормально пройдут отопительный сезон, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. А для «Газпрома» минус в том, что российской компании пришлось выплатить $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража. Кроме того, продолжает собеседник «МК», стороны подписали долгосрочный пятилетний контракт, хотя и не десятилетний, как хотел Киев. То есть, «Газпром» на весь этот срок привязан к Украине как к стране-транзитеру. В целом же транзитный договор довольно компромиссный. Многое будет зависеть от ставки транзита, которая пока не известна. Узнав её, мы поймем, выиграла ли одна из сторон.

Что касается сокращения объема транзита, то, по словам Юшкова, это связано с прошлогодней неопределенностью: не было понятно, будет ли подписан новый контракт. Весь 2019 год «Газпром» готовился к худшему сценарию и, «подстилая соломку», закачивал в подземные хранилища в Европе большие объемы газа. Сейчас, когда Москва и Киев окончательно договорились, а зима на континенте довольно теплая, эти объемы могут создать проблемы.

«Мы выйдем из отопительного сезона с полностью загруженными подземными хранилищами. Переизбыток газа приведёт к существенному падению цены. Возможно, «Газпром» намерен в первую очередь израсходовать эти объемы, чтобы не платить за их хранение и продать европейским партнерам по нормальным ценам. Свою роль здесь играет и запуск первой нитки газопровода «Турецкий поток», - рассуждает Игорь Юшков.

В общей сложности, согласно подписанным документам, мощности украинской ГТС планируется задействовать на 225 млрд куб. м газа. Из них в 2020 году будет прокачано 65 млрд, а в последующие четыре года – по 40 млрд куб. м. Одним из ключевых условий для продолжения транзита российского газа в Европу был переход Украины на европейские правила управления ГТС – для этого пришлось создать отдельную компанию-оператора. Её отделение от «Нафтогаза» началось после принятия соответствующего закона.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 05.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики