Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Транзитный контракт удалось подписать «на флажке»

Российский газ не остановлен на границе, а поступает в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Правда, 1 января 2020 года объем транзита снизился в 5,3 раза по сравнению с декабрьским показателем – 261 млн куб. м газа в день до 49,3 млн куб. м. Но это – технический момент, который общую ситуацию не меняет. Важно, что стороны могут расслабится: отопительному сезону на Украине и в странах Евросоюза пока ничто не угрожает.

Компания «Оператор газотранспортной системы Украины» получает оплату за транзит газа в полном объеме из расчета 178 млн куб. м в сутки, несмотря на временное сокращение транзита», написал в Facebook глава «Нафтогаза» Сергей Макогон. По его словам, услуги оказываются по принципу предоплаты. Ранее президент Владимир Зеленский заявил, что его страна благодаря новому контракту выгадает за пять лет не менее $7 млрд.

Судьба транзитного контракта по газу, истекавшего 31 декабря 2019 года, решилась вечером 30 декабря в Вене. В переговорах участвовали четыре стороны: «Газпром», «Нафтогаз Украины», новый оператор украинской ГТС и украинское министерство юстиции. В итоге были подписаны три базовых документа. Один — это соглашение между оператором ГТС Украины и «Газпромом». Оно определяет технические регламенты и правила взаимодействия операторов смежных сетей. Второй — мировое соглашение, в соответствие с которым «Нафтогаз» и «Газпром» отказываются от взаимных претензий по контрактам 2009 года. Третий — договор между двумя компаниями об организации транзита. Его параметры, прежде всего, финансовые, ясны не до конца.

«Эти договоренности действительно являются большой пакетной сделкой, которая восстановила баланс интересов сторон», - заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Главное, что и Украина, и Европа нормально пройдут отопительный сезон, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. А для «Газпрома» минус в том, что российской компании пришлось выплатить $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража. Кроме того, продолжает собеседник «МК», стороны подписали долгосрочный пятилетний контракт, хотя и не десятилетний, как хотел Киев. То есть, «Газпром» на весь этот срок привязан к Украине как к стране-транзитеру. В целом же транзитный договор довольно компромиссный. Многое будет зависеть от ставки транзита, которая пока не известна. Узнав её, мы поймем, выиграла ли одна из сторон.

Что касается сокращения объема транзита, то, по словам Юшкова, это связано с прошлогодней неопределенностью: не было понятно, будет ли подписан новый контракт. Весь 2019 год «Газпром» готовился к худшему сценарию и, «подстилая соломку», закачивал в подземные хранилища в Европе большие объемы газа. Сейчас, когда Москва и Киев окончательно договорились, а зима на континенте довольно теплая, эти объемы могут создать проблемы.

«Мы выйдем из отопительного сезона с полностью загруженными подземными хранилищами. Переизбыток газа приведёт к существенному падению цены. Возможно, «Газпром» намерен в первую очередь израсходовать эти объемы, чтобы не платить за их хранение и продать европейским партнерам по нормальным ценам. Свою роль здесь играет и запуск первой нитки газопровода «Турецкий поток», - рассуждает Игорь Юшков.

В общей сложности, согласно подписанным документам, мощности украинской ГТС планируется задействовать на 225 млрд куб. м газа. Из них в 2020 году будет прокачано 65 млрд, а в последующие четыре года – по 40 млрд куб. м. Одним из ключевых условий для продолжения транзита российского газа в Европу был переход Украины на европейские правила управления ГТС – для этого пришлось создать отдельную компанию-оператора. Её отделение от «Нафтогаза» началось после принятия соответствующего закона.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 05.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики