Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Москва и Киев сумели избежать наихудшего сценария по газовому спору

Транзитный контракт удалось подписать «на флажке»

Российский газ не остановлен на границе, а поступает в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Правда, 1 января 2020 года объем транзита снизился в 5,3 раза по сравнению с декабрьским показателем – 261 млн куб. м газа в день до 49,3 млн куб. м. Но это – технический момент, который общую ситуацию не меняет. Важно, что стороны могут расслабится: отопительному сезону на Украине и в странах Евросоюза пока ничто не угрожает.

Компания «Оператор газотранспортной системы Украины» получает оплату за транзит газа в полном объеме из расчета 178 млн куб. м в сутки, несмотря на временное сокращение транзита», написал в Facebook глава «Нафтогаза» Сергей Макогон. По его словам, услуги оказываются по принципу предоплаты. Ранее президент Владимир Зеленский заявил, что его страна благодаря новому контракту выгадает за пять лет не менее $7 млрд.

Судьба транзитного контракта по газу, истекавшего 31 декабря 2019 года, решилась вечером 30 декабря в Вене. В переговорах участвовали четыре стороны: «Газпром», «Нафтогаз Украины», новый оператор украинской ГТС и украинское министерство юстиции. В итоге были подписаны три базовых документа. Один — это соглашение между оператором ГТС Украины и «Газпромом». Оно определяет технические регламенты и правила взаимодействия операторов смежных сетей. Второй — мировое соглашение, в соответствие с которым «Нафтогаз» и «Газпром» отказываются от взаимных претензий по контрактам 2009 года. Третий — договор между двумя компаниями об организации транзита. Его параметры, прежде всего, финансовые, ясны не до конца.

«Эти договоренности действительно являются большой пакетной сделкой, которая восстановила баланс интересов сторон», - заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Главное, что и Украина, и Европа нормально пройдут отопительный сезон, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. А для «Газпрома» минус в том, что российской компании пришлось выплатить $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража. Кроме того, продолжает собеседник «МК», стороны подписали долгосрочный пятилетний контракт, хотя и не десятилетний, как хотел Киев. То есть, «Газпром» на весь этот срок привязан к Украине как к стране-транзитеру. В целом же транзитный договор довольно компромиссный. Многое будет зависеть от ставки транзита, которая пока не известна. Узнав её, мы поймем, выиграла ли одна из сторон.

Что касается сокращения объема транзита, то, по словам Юшкова, это связано с прошлогодней неопределенностью: не было понятно, будет ли подписан новый контракт. Весь 2019 год «Газпром» готовился к худшему сценарию и, «подстилая соломку», закачивал в подземные хранилища в Европе большие объемы газа. Сейчас, когда Москва и Киев окончательно договорились, а зима на континенте довольно теплая, эти объемы могут создать проблемы.

«Мы выйдем из отопительного сезона с полностью загруженными подземными хранилищами. Переизбыток газа приведёт к существенному падению цены. Возможно, «Газпром» намерен в первую очередь израсходовать эти объемы, чтобы не платить за их хранение и продать европейским партнерам по нормальным ценам. Свою роль здесь играет и запуск первой нитки газопровода «Турецкий поток», - рассуждает Игорь Юшков.

В общей сложности, согласно подписанным документам, мощности украинской ГТС планируется задействовать на 225 млрд куб. м газа. Из них в 2020 году будет прокачано 65 млрд, а в последующие четыре года – по 40 млрд куб. м. Одним из ключевых условий для продолжения транзита российского газа в Европу был переход Украины на европейские правила управления ГТС – для этого пришлось создать отдельную компанию-оператора. Её отделение от «Нафтогаза» началось после принятия соответствующего закона.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 05.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики