Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разрешение на добычу нефти в Китае другим странам укрепит энергетическую дружбу с Россией

Разрешение на добычу нефти в Китае другим странам укрепит энергетическую дружбу с Россией

Допуск зарубежных компаний к разведке и добыче нефти в Китае позволит России укрепить энергетическую дружбу с Пекином, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Китай намерен дать разрешение зарубежным компаниям вести разведку и добычу нефти и газа в стране. Министерство природных ресурсов КНР объявило сроки вступления в силу данных нововведений – приступить к сотрудничеству иностранные компании могут уже с 1 мая 2020 года. Однако это коснется только зарегистрированных в Китае иностранных фирм с чистыми активами не менее 43 млн долларов.

Раньше вести разведку и добычу нефти и газа в Китае зарубежные компании могли лишь в сотрудничестве с китайскими предприятиями, а не самостоятельно. Разрешения на добычу полезных ископаемых власти Китая будут выдавать на пять лет с возможностью продления на такой же срок.

«Китай является страной, которая производит достаточно большие объемы нефти, несмотря на то, что не участвует в ОПЕК+. Эта страна благодаря величию своей экономики стала крупнейшим импортером в мире. Поэтому логично, что Китай не намерен останавливаться на достигнутом и стремится увеличить обороты», – объяснил Митрахович.

Разрешением на поиски и добычу газа на своей территории КНР привлечет инвестиции для частичного сокращения зависимости от импорта.

Китайская жажда нефти

Китай не в состоянии удовлетворить свои нефтяные потребности из собственных источников, поэтому для поддержания экономического развития за последние годы китайцы участвуют в проектах по добыче нефти и природного газа в более чем 40 странах. Китайские компании заинтересованы в получении доступа к передовым технологиям для повышения эффективности добычи и увеличения прибыли на своих и зарубежных добывающих предприятиях.

«В любом случае Китай из-за огромной экономики страны продолжит испытывать потребность в импорте. Сейчас КНР быстро развивается, растет производство товаров, увеличивается население, граждане активнее начинают пользоваться различными благами цивилизации, требующими дополнительной энергии», – заверил Станислав Митрахович.

Общий объем разрешенных импортных квот на 2019 год в КНР составит 151 млн тонн, что эквивалентно 3,02 млн баррелей в сутки. В последние четыре года китайские нефтепереработчики продолжают воздействовать на внутренний нефтяной спрос в Китае, что способствует сохранению стабильных мировых цен на этот энергоноситель.

Россия повернется на Восток

Китай из года в год становится все более импортозависимым по нефти, менее – по природному газу. Свой растущий спрос на нефть и газ Китай удовлетворяет в первую очередь за счет ресурсов Персидского залива. Потом идет Африка, Россия и страны Средней Азии.

«Российская Федерация однозначно обратит внимание на китайское разрешение иностранным компаниям самостоятельно вести разведку и добычу нефти и газа в стране. Энергоресурсы России будут востребованы в Китае, несмотря на то, что какие-то компании могут обеспечить республике дополнительные объемы», – предположил эксперт.

Российская нефть, уверен Станислав Митрахович, является очень выгодной для Китая, так как ее транзит проходит по прямой трубе, а это говорит о достаточно низкой стоимости.

«Сейчас КНР относительно зависит от нефти с Ближнего Востока, где в настоящее время присутствует военно-политическая напряженность. Американцы могут прервать передачу ресурса в случае эскалации военной напряженности по линии Китай-США. А прямая труба из России в будущем предотвратит транзитные риски – это очень надежно», – считает эксперт.

Прямые поставки для Китая станут надежнее морских, предполагает Станислав Митрахович. Пока что российская сторона осуществляет поставки нефти в КНР через отгрузки на новом экспортном терминале в бухте Козьмино на берегу Японского моря, куда нефть доставляется из Сковородино по железной дороге. Специально был построен отвод протяженностью 64 километра и мощностью до 15 млн тонн в год. Трубопроводные поставки в Китай начались в 2011 году, а в 2017 году пропускная способность отвода возросла до 30 млн тонн в год.

Вместе со спросом растут возможности

В последнее время в Китае отмечается также рост спроса на газ. Напомним, что в декабре 2019 года Россия начала поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Данная магистраль должна вывести российско-китайское стратегическое взаимодействие в энергетике на новый уровень, приблизив к двустороннему товарообороту в 2024 году до 200 млрд долларов. Уже рассматривается вопрос о строительстве «Силы Сибири-2», маршрут которой может лечь через Монголию.

«Сейчас газ поступает в КНР благодаря таким арктическим проектам, как «Ямал СПГ». Объемы поставок меньше чем в Европу, однако в Китай они поступают по безопасным путям. Спрос на газ в этой республике ежегодно растет на 10% – для китайской экономики это хорошее значение», – объяснил Митрахович.

Инвестиция за инвестицию

По мнению эксперта, появление еще одной возможности добывать и реализовывать газ и нефть, станет очередным преимуществом для России на мировом рынке энергоресурсов.

«Если появятся взаимные инвестиции и обмен активами между российскими и китайскими компаниями, то это сблизит стороны и облегчит возможности работы на территории в КНР для организаций из России», – предположил Митрахович.

В настоящее время Российская Федерация лишена прав на добычу и реализацию ресурсов в Китае. Но затраты части российских ресурсов на инвестиции обернутся для Москвы допуском к продаже определенных объемов газа напрямую потребителям КНР после легализации цен.

«Китай покупает активы в России, он стал инвестором арктических проектов «Новатэка», купил долю в компании «Сибур». Может быть, произойдет крупный обмен инвестициями между странами. Это позволит укрепить основу отношений. Чем больше коммерческих интересов, тем стратегически надежнее партнер», – резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 09.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики