Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» идет на уступки европейским партнерам

«Газпром» идет на уступки европейским партнерам

Как стало известно, «Газпром» решил пойти навстречу своим основным партнерам в дальнем зарубежье (Европа плюс Турция), с началом кризиса ставшим активно требовать послаблений по линии долгосрочных контрактов. Негибкая маркетинговая политика газовой монополии привела к тому, что цены на трубопроводный газ «Газпрома» по долгосрочным контрактам стали чуть ли не в полтора раза выше, чем цены конкурентов, использовавших спотовые механизмы продаж. Теперь же выясняется, что российский концерн ослабил условия по take or pay для турецкой Botas и итальянской Eni, а также для германского E.on.

Решения «Газпрома» выглядят логичными в условиях нарастающих рисков потери немалой части рынков Старого света. Очевидно, что логика «сохранения долгосрочных контрактов» любой ценой все-таки признана не вполне соответствующей моменту. Напомним, результаты работы концерна в 2009 году на европейском рынке были весьма плачевными: продажи году на 11,7%. Сбить наказ нараставшей к прошлой зиме критики «Газпрому» помог только сугубо внешний по отношению к работе менеджеров фактор — холодная погода в Европе и Росси зимой 2009 года. В противном случае ожидаемые цифры за год были бы еще хуже и создавали бы дополнительную негативную психологическую атмосферу вокруг оценок газпромовских результатов работы.

В то же время понятно, что «Газпром» расценивает свои нынешние уступки потребителям как сугубо временные. Концерн явно рассчитывает на сближение цен на трубопроводный газ и спотовых цен в течение нескольких лет, что дает командам Алексея Миллера и Александра Медведева период «передышки». А пока планы на 2010 г. вполне оптимистичны: концерн планирует увеличить экспорт газа в дальнее зарубежье примерно на 15% по сравнению с 2009 годом — до 160,8 млрд. кубометров. Что касается планов на более отдаленное будущее, то они выдержаны в еще более радужных тонах. По планам «Газпрома», добыча газа увеличится на 35–40% с 664 млрд. куб. м в 2008 г. до 885–940 — к 2030 году. Доля же на европейском рынке должна вырасти с нынешних 25% до 32% через десять лет. Вопрос в том, насколько именно долгосрочные контракты будут способствовать достижению столь отличных результатов.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики