Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия вводит экологический налог на транзит российской нефти по своей территории

Белоруссия вводит экологический налог на транзит российской нефти по своей территории

Соответствующий указ подписал Лукашенко. Как это отразится на России? И отразится ли? Эксперты сомневаются, что белорусский президент добьется от Москвы уступок

Из текста указа Лукашенко кажется, что он затронет Россию. Но пока — это только кажется. В тексте прописано: «Установить налог на прибыль в 50% транспортерам нефти по территории Белоруссии. Но дело в том, что транспортеры — это белорусские же компании. То есть это им придется заплатить налог. А их прибыль — это в свою очередь деньги, которые российские компании платят за транзит нашего топлива по Белоруссии в Европу. На эту транзитную ставку Лукашенко, в теории, повлиять не может. Это международные контракты не между странами, а между компаниями.

Правда, Минск регулярно грозится резко увеличить стоимость транзита. Но этого не происходит. И, кстати, есть специальные процедуры. Допустим, компании не смогли договориться, тогда подключаются антимонопольные ведомства и так далее, пока не договорятся. Впрочем, решение Белоруссии потенциально может коснуться России, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Я бы пока не стал бить тревогу и говорить о том, что это направлено исключительно против российских компаний. Конкретно нынешние поправки в законодательство белорусское никак не отражаются на ставке транзита российской нефти через Беларусь. Но в дальнейшем, действительно, это может быть использовано как аргумент для того, чтобы попытаться каким-то образом повысить стоимость прокачки через Беларусь именно российской нефти. Но опять же ставка транзита не определяется исключительно желанием самой белорусской компании. Формула ценообразования на транзит прописана в российско-белорусских двухсторонних договорах».

Тут еще один важный психологический момент. Лукашенко вводит именно экологический налог. А это, в свою очередь, связано с громкой историей о загрязнении нефти. Вспомним: весной, когда в трубу попал хлор, Минск грозился почти на четверть повысить транзитный тариф. Именно потому, что загрязнение нанесло урон экологии. В итоге, договорились о повышении чуть больше, чем на 3,5%. Но Лукашенко не раз говорил, что Россия своей грязной нефтью испортила Белоруссии экологическую обстановку. И теперь экологический налог — это упрек Москве: вы нам навредили, а нам теперь приходится за это платить.

Разумеется, Александр Григорьевич постарается что-нибудь выторговать. Но если российские интересы действительно пострадают, то у Москвы найдется, чем ответить, говорит политолог Дмитрий Болкунец:

«Все эти налоги, которые Лукашенко сегодня вводит, они уже были в истории двухсторонних отношений, и ничего совершенно нового здесь не открывается. Поэтому реакцией Москвы будет спокойное наблюдение за ситуацией, и при необходимости Россия имеет возможности в том числе перенаправить экспорт нефти другими каналами. Это не проблема — это не газ. Я думаю, что по дипломатическим каналам белорусскому руководителю будет доведена более четкая позиция по этим вопросам. Я напомню, что газовый контракт всего лишь на два месяца с Белоруссией заключен, уже полмесяца прошло».

Для Лукашенко сейчас важнее всего договориться о поставках российской нефти. С 1 января они прекратились, из-за чего Белоруссии пришлось остановить экспорт топлива. А для Минска это значительная часть валютных поступлений в бюджет. 4 января поставки возобновились, но это разовые контракты, временное решение. Главное препятствие — разногласия по поводу стоимости российского сырья. В четверг Лукашенко заявил, что до сих пор не договорился с Путиным по поводу поставок. Кстати, ремарка, заявление российского вице-премьера Дмитрия Козака: вопросами ценообразования нефти занимаются российские и белорусские компании, власти стран к этому процессу отношения не имеют.

В пятницу в СМИ появились сообщения, что Путин и Лукашенко встретятся в понедельник. В Кремле заявили, что в графике российского президента такой встречи нет. Москва добивается, чтобы Минск начал претворять в жизнь планы по интеграции двух государств. И рано или поздно эта ситуация должна разрешиться, поскольку Россия стоит на своем, а Белоруссия не может жить без нашего топлива. Ну а пока Лукашенко в виде экологического налога, видимо, делает шаг, чтобы все-таки добиться от нас какой-нибудь уступки.

Источник: BFM.RU, 10.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики