Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело – труба, или Как достроить «Северный поток-2»

Дело – труба, или Как достроить «Северный поток-2»

Владимир Путин заявил, что трубопровод по дну Балтийского моря закончат к концу 2020 — началу 2021 года. Эксперты «Фонтанки» гадают, на чем основано это убеждение. И вспоминают о юридическом тупике, технических проблемах и китайской подмоге в Крыму.

У России есть замена швейцарским трубоукладчикам. Но баржа «Фортуна» не способна прокладывать трубы на большой глубине, и ей закрыта дорога в Данию. А построенный в Китае «Академик Черский» находится на другом конце страны и требует дооснащения. Не говоря уже о том, что ему придется бросить проекты на Дальнем Востоке.

В середине декабря прошлого года сенат США принял оборонный бюджет с санкциями против подрядчиков «Северного потока-2». Тем, кто осмелится продолжить работу над проектом вопреки запрету Америки, грозит полная блокировка всех американских активов и недвижимости, запрет на операции с ней и на въезд представителей компании в США. За несколько часов до подписания финансового документа президентом Дональдом Трампом швейцарский трубоукладчик Allseas, которому американские сенаторы пообещали «сокрушительные и фатальные» последствия, приостановил работу.

В укладке газопровода принимали участие три суда Allseas, включая Pioneering Spirit — крупнейшее в мире, предназначенное для монтажа, демонтажа и перевозки морских буровых платформ. Швейцарцы отказались оценить, на какое время может затянуться реализация «Северного потока-2» в связи с таким демаршем. Но быстро стало понятно, что уложить оставшиеся 160 из 2460 км трубы до конца 2019 года не получится. Новые сроки попытались назвать российские чиновники.

Премьер Дмитрий Медведев заявлял о сдвиге в несколько месяцев, министр энергетики Александр Новак — о конце 2020 года. Президент Владимир Путин после январской встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель обозначил новый срок достройки «Северного потока-2» как первый квартал 2021 года. Но на вопрос «как» никто пока не ответил.

Судный год

От красивого варианта достроить газопровод в духе импортозамещения, на российских трубоукладчиках, похоже, что отказались сразу. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что их придется создавать с нуля и ждать от 4 до 6 лет минимум.

У «Газпрома» есть два судна с близким функционалом. Созданный на китайской верфи трубоукладчик «Академик Черский», который трудится на Дальнем Востоке, и спущенная на воду в тех же краях баржа «Фортуна», которая работала на начальном этапе строительства «Северного потока-2» и как раз находится в районе Балтийского моря. Компанию ей могла бы составить трубоукладочная баржа «МРТС Дефендер», приписанная к Мурманску. Она также ранее работала на морском участке трубопровода Бованенково — Ухта.

Но, по словам партнера и аналитика консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в настоящий момент ни одно из этих судов не способно вести работы по укладке «Северного потока-2».

Баржи способны трудиться только в спокойную погоду и прокладывать всего один км труб в день. И главное — у них нет динамической системы позиционирования, предназначенной для удержания судна в заданной позиции, без которой доступ в датские воды закрыт по условиям властей.

Такой проблемы нет у «Академика Черского», но, во-первых, для прибытия из Находки в воды Борнхольма ему потребуется полтора-два месяца. Во-вторых, сначала нужна модернизация, которая, по разным оценкам, займет еще несколько месяцев, а то и полгода. Для расширения функционала нужно дооснащение судна сварочным и монтажным оборудованием. 22 января будет выбран подрядчик работ. Предполагаемая стоимость — 873,5 млн рублей. То есть появиться в Балтийском море единственное полностью подходящее для работ российское судно сможет в лучшем случае к лету.

Впрочем, даже тогда шанс успеть есть. Ведь речь идет не о 160 км по прямой, а об укладке двух параллельных веток, и расстояние до берега вдвое меньше. По оценкам Фролова, работы на месте могут занять несколько недель. Так что есть шанс уложиться в обозначенный президентом срок. Однако нужно помнить про еще одно ограничение.

Санкции

Использование «Академика Черского» повлечет за собой значительный санкционный риск. Головной «Газпром» в значительной степени избежал американских санкций, которые были введены с 2014 года, но все может измениться.

«Как только судно «Академик Черский» примется за работу, его владелец подвергнется санкциям Соединенных Штатов. А конечным владельцем выступает «Газпром», ведь оперативное управление и эксплуатацию осуществляет его 100%-ная «дочка» — «Газпром флот». Причем это не такие санкции, что США могут подвергнуть им или нет, а это обязательное дело. А у «Газпрома» ведь есть счета, ему надо переводить деньги, в том числе американские доллары. И в таких условиях я не вижу для России технической и юридической возможности продолжать работы. И нет таких компаний, которые не побоялись бы таких ограничений», – считает Крутихин.

Также, по его словам, не поможет номинальный перевод судна на другую компанию — уловки вычислят и все равно подвергнут санкциям.

Но и останавливаться нельзя. «Потрачены колоссальные деньги. Вложено 9 млрд евро в подводную часть. И больше 40 млрд евро потрачено на строительство газотранспортного коридора. И их придется списывать, если проект так и не осуществится», – отметил эксперт.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник настроен более оптимистично, хотя, по его словам, убытки от задержки в несколько месяцев составляют десятки миллионов долларов, а если идет речь о более долгом сроке, то о сотнях миллионов. Но задержка компенсируется сделкой с Украиной.

«Если бы не было украинского транзита, то задержка была бы критична. В условиях договоренностей с Украиной, когда мы можем прокачивать солидные объемы, и контракт заключен с пятилетним прицелом, горизонт существенно расширяется», – отметил эксперт.

«В «Газпроме» сейчас просчитывают выгодные варианты: как переброска «Академика Черского» повлияет на планы ввода новых месторождений Дальнего Востока? Рискнут ли применить санкции к «Газпрому» и подвергнуть риску партнеров в Европе?» – считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

По его словам, возможно, рассматривается и альтернативный план: «В Керченском проливе после воссоединения Крыма с Россией работало китайское судно. Оно укладывало силовой кабель для энергомоста на полуостров. Запад тогда возмущался и грозил санкциями. Но никто никаких санкций к Китаю тогда применить так и не смог — они помахали ручкой и уплыли после завершения работ. Так что остается вероятность, что подобный вариант сработает и с завершением «Северного потока-2».

Автор: Илья Казаков

Источник: Фонтанка.ру, 13.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики