Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страсти по газу. «Южный поток» стал «Турецким потоком»

Страсти по газу. «Южный поток» стал «Турецким потоком»

Президенты России и Турции в Стамбуле торжественно открыли газопровод «Турецкий поток». У этого проекта непростая история. «Поток» должен был быть «Южным» или даже «Болгарским». Но вмешалась большая политика, и он поменял и направление, и название. Об историческом событии – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Казалось бы, обычный поворот декоративного вентиля, но огромный скачок в отношениях России, Турции и Европы.

«Установлено в том числе на более чем двухкилометровой глубине свыше 1800 километров труб. Это сложная тяжелая работа. Между прочим, это высокотехнологичная работа. Ведь газопровод пролегает не только на такой огромной глубине, но и в абсолютно враждебной среде», – сказал Владимир Путин.

Говоря о враждебной среде, Владимир Путин имел в виду условия на дне Черного моря: давление, соленость и избыток сероводорода. Предшественником «Турецкого потока» был «Южный поток», только через Болгарию. Но в 2014-м году после визита американских сенаторов власти республики свернули работы на своей территории. А когда «Турецкий поток» уже достраивали, Болгария решила присоединиться к проекту. Может поэтому, чувствуя неловкость ситуации, премьер страны Бойко Борисов лишь слегка прикасался к декоративному вентилю. Зато Реджеп Эрдоган торжествовал, даже вспомнил русскую народную мудрость. «В русской пословице говорится: умный попутчик – уже половина пути пройдена», – заметил турецкий президент.
И действительно, Россия и Турция подошли к этому проекту с умом и энтузиазмом. Во время укладки морского участка, а это целых 900 километров, установлен мировой рекорд скорости подводного монтажа труб – более шести километров в сутки. Но мало кто знает, что первые достижения «Турецкого потока» были в российской глубинке. Старинный городок Выкса, что под Нижним. Тут делали трубы для газопровода. Технология, которая впервые была внедрена именно здесь.
Та самая труба, из которой и состоит «Турецкий поток», теперь в цеху стоит на почетном месте. Казалось бы, железная бочка, что в этом такого? Но на самом деле в производстве она очень сложна. При толщине стенки в 39 миллиметров (это очень много) и диаметре самой трубы 813 (это очень мало) сложно придать ей идеально круглую форму. Попробуй-ка скрути такой стальной лист! И здесь крутили. 20 труб за час, а всего 49 тысяч. Валерий Сазонов настраивал станки, чтобы под многотонным прессом лист металла принял нужную форму.

 

«Отклонение должно было составлять не более одного миллиметра – это очень сложно. Поэтому для дальнейших переделов мы должны были очень качественную заготовку сделать», – рассказал наладчик Валерий Сазонов.

 

Если бы диаметр труб отличался, то их невозможно было бы сварить вместе. Каждая должна была идеально подходить к другой – операция, схожая со стыковкой космических кораблей. Кстати, изначально толщина стенки трубы должна была быть на два миллиметра больше – 41. Вроде ерунда. Но оказалось, что в мире нет оборудования, способного в промышленных масштабах сгибать из него трубы. Тогда российские инженеры предложили закалять саму трубу. Словно клинок. Это позволило уменьшить толщину стенок, не потеряв в прочности.

«Требование данного проекта нас обязывало греть при определенной температуре определенное время, чтобы трубу механически состарить и упрочнить», – сказал технолог Антон Поливцев.

На всех парах 

Причем, каждую трубу подводной части укрепляли слоем бетона, а внутри наносили покрытие, которое сглаживает все шереховатости металла. Да, газ тоже могут тормозить швы и микроскопические выступы. Трубы проверяли в лаборатории, где создавалась черноморская среда.
«Берется проба, закладывается на месяц в резервуар со специальным раствором, там происходит процесс, поддерживается воздухом микрофлора этого раствора, и после всего оценивается наличие трещин на этом металле», – пояснил Антон Поливцев.

Давление на глубине, соль и сероводород все вместе вызывают трещины, а не только ржавчину. Это тоже приходилось учитывать. Из Выксы проверенные трубы уже доставлялись на побережье, откуда судно швейцарской компании начало их укладку от компрессорной станции «Русская», что в Анапе. Оно же занималось и укладкой «Северного потока-2». Но в декабре 2019-го США ввели санкции, как сами сказали, заботясь об энергетической безопасности Европы.

«Компания All Seas Group основные деньги на этих проектах заработала. Она поступила по-капиталистически: у нее в Мексиканском заливе есть перспективный бизнес, и она туда ушла. Если бы санкции были введены в начале реализации «Турецкого потока», то она поступила бы тоже по-капиталистически. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» – очень большие проекты. All Seas Group заработала приличные деньги», – заявил проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.

К тому же «Турецкий поток», как считают политологи, был важен самой Турции. Она же теперь тоже – транзитная держава. Труба, которая считалась частью российской политики в Европе, стала элементом турецкого влияния.

 

«С политической точки зрения для Турции это существенный проект, поскольку у президента Эрдогана есть амбиции политического влияния на европейские страны, и на страны Ближнего Востока», – комментирует политолог Евгений Бень.

 

Из Турции газопровод пошел уже в Болгарию и Грецию. Одна ветка потока предназначена для внутренних нужд Турции, другая для Южной и Юго-Восточной Европы. На подходе «Северный поток-2» через Балтику, трубы для которого тоже делали в Выксе.

Источник: МИР 24, 12.01.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики