Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пенсионные деньги ФНБ зароют в землю, и концов никто не найдет

Пенсионные деньги ФНБ зароют в землю, и концов никто не найдет

Нужно ли направить миллиард долларов на нефтегазовую разведку?

Накопленные в Фонде национального благосостояния (ФНБ) средства не дают покоя российским чиновникам. Желающих потратить их на те или иные нецелевые нужды становится все больше. Среди них Росгеология, попросившая у правительства выделить в 2020—2022 годах 1 млрд. долларов (65 млрд. рублей) на разведку запасов нефти и газа.

По мнению главы Росгеологии Сергея Горькова, через 5−7 лет существует риск «необратимого снижения объемов добычи полезных ископаемых» из-за истощения фондов объектов поискового задела. Сейчас работы по разведке нефти и газа в основном финансирует бюджет, но согласно «Стратегии развития минерально-сырьевой базы» объем этой поддержки постоянно снижается и к 2025 году прекратится.

В случае, если деньги Росгеологии будут выделены, они окупятся за счет прямого прироста условных запасов полезных ископаемых на сумму не менее 2,5 трлн. рублей. Совокупный же эффект от разработки открытых месторождений, освоения новых территорий, роста занятости и т. д. может составить более 30 трлн. рублей (!), обещает Горьков.

И, кажется, его услышали. Несмотря на фантастичность представленных Росгеологией обещаний, Медведев (еще до своей отставки) поручил подготовить предложения по финансированию геолого-разведочных работ в стране в форме государственно-частного партнерства. Что же, деньги не свои — казенные. Отчего не выделить? Так, видимо, рассудил экс-премьер-министр.

В просьбе Росгеологии можно увидеть определенную логику. Ведь источником наполнения ФНБ являются нефтегазовые доходы, поступающие в случае превышения цены на нефть определенного уровня (сейчас эта «цена отсечения» чуть больше 40 долларов за баррель, а цена барреля нефти марки «Брент» — 64 доллара). Таким образом, Горьков как бы заботится о будущем наполнении ФНБ.

Есть, однако, одно «но». ФНБ создавался для «обеспечения сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», о чем прямо сказано на сайте Минфина. И не для каких других целей, кроме пенсионных, эта «кубышка» не предназначена. Поэтому траты, предлагаемые Росгеологией, выглядят сомнительно.

То есть с социальной точки зрения ФНБ был нужен, чтобы не повышать россиянам пенсионный возраст. Но его все равно повысили. А теперь чиновники озаботились, как бы обеспечить будущие поступления в фонд. А зачем они вообще нужны, спросят россияне, если деньги не используются по своему прямому назначению — не расходуются на покрытие дефицита ПФР?

Уж не для того ли, чтобы изъять «лишние» деньги из российской экономики и стимулировать ими экономику Запада? Ведь значительная часть средств ФНБ вложена в зарубежные долговые обязательства. Кстати, кто принимал такое решение? Да и правило, запрещающее расходовать эти средства пока объем ФНБ не превысит 7% от ВВП, тоже консервирует их, мешая использовать в интересах россиян.

Людям нужны нормальные пенсии и вовремя, а не сказки о том, что государственные закрома ломятся от пенсионных денег, которых они никогда не увидят.

Неудивительно, что лежащие мертвым грузом средства так и норовят растащить под тем или иным благовидным предлогом. И если просьба Росгеологии имеет хотя бы косвенное отношение к ФНБ, то попытка бывшего социально-экономического блока правительства профинансировать за счет ФНБ покупку доли ЦБ в Сбербанке, о чем писала «СП», в чистом виде надувательство с целью закрепить итоги пенсионной реформы.

С учетом того, что ожидаемой обществом отката власти в этом вопросе пока не случилось (в своем послании Федеральному Собранию Путин об этом не сказал ни слова), любые попытки «раздербанить» ФНБ должны рассматриваться буквально под микроскопом. Когда под давлением общественности Кремлю станет очевидна необходимость отмены реформы, накопленные там средства пригодятся.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник оправдывает запросы Росгеологии.

— Понятно, что Росгеология решает стратегическую задачу воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. Это важный аспект для развития нефтегазовой отрасли. Но возникает вопрос, почему этого не было сделано ранее и насколько запрошенная сумма соответствует потребностям.

Актуальность в этом, конечно, присутствует. Технологии становятся все сложнее. Геологоразведка — более затратной. В перспективе, когда механизм будет отлажен, затратность будет оптимизирована.

У каждой добывающей компании в отчете есть пункт о приросте новых запасов, которые сравнивают с годовым объемом производства. И зачастую компании рапортуют, что по итогам года прирост превысил извлечение, а значит, их потенциал вырос.

По мнению директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, государство, выделяя средства на геологоразведку, должно внимательно следить за эффективностью их освоения.

— Нужно понимать, что есть так называемые экономически эффективные запасы к разработке. Теоретически — на балансе у добывающей компании может быть много запасов, но на самом деле они дороги для добычи и при низких ценах на нефть их разрабатывать нерентабельно и никто этим заниматься не будет.

Действительно, ресурсная база в нашей стране становится все хуже и хуже. Месторождений открывают все меньше, они находятся во все более труднодоступных районах. Это какой-нибудь шельф, либо это глубокозалегающие залежи, либо нефть находится в тяжелых плотных породах: сланцевых камнях, глине, из которых ее очень сложно извлечь.

Качество нефти тоже ухудшается. Стало больше тяжелой нефти, больше похожей на битум. Это характерно не только для России, но и для всего мира. Другое дело, что Росгеологии говорить о том, что проблема эта чрезвычайно остра, наверное, преждевременно. Крупные компании обеспечены месторождениями на десятки лет вперед и чувствуют себя спокойно.

«СП»: — Каждый старается раздуть свою значимость и Росгеология, видимо, тоже…

— Для государства это же бизнес. И если это делать нормально, не раздавать месторождения — а по закону их вроде бы раздавать нельзя, нужно проводить аукционы и продавать участки победителям за деньги… Главное, чтобы эти деньги тратились целевым образом. А у нас бывает, что деньги теряются. Надо следить за тем, чтобы они не разворовывались.

«СП»: — С этим у Росгеологии не очень. Многие помнят скандального замруководителя этой структуры Руслана Горринга, чей моральный облик, судя по публикациям в Сети, вызывал отвращение. Так этот Горринг в итоге оказался крупным мошенником и сейчас отбывает срок. С такими кадрами доверие к Росгеологии, конечно, упало…

— Знаменитая личность, да.

«СП»: — Вот как такому мошеннику доверить средства ФНБ? Кстати, а почему разведкой новых месторождений не занимаются сами компании? Это ведь в их интересах…

— Занимаются. Но они это делают обычно рядом с теми месторождениями, где уже работают. Скважину пробурили, нашли, заявили. В этом случае они имеют право на разработку вне аукциона. А Росгеология работает в удаленных труднодоступных районах, где никто не ищет. А потом выставляют участки на аукцион.

В свою очередь депутат Госдумы от КПРФ, член комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Вера Ганзя предлагает изменить бюджетное правило, чтобы найти деньги на социальные нужды, обозначенные в послании президента, включая пенсии.

— К концу года мы будем иметь в ФНБ почти 11 трлн. рублей. Это серьезные деньги…

«СП»: — Значительно выше 7-процентной планки от ВВП, разрешающей расходовать средства ФНБ. Если, конечно, правительство не растратит их нецелевым образом. А нельзя ли в принципе отменить или хотя бы снизить этот барьер? Ведь ФНБ существует для людей — раз есть нужда, надо тратить…

— Вот! Путин в послании перечислил предлагаемые им социальные меры и сказал, что для этого нам надо пересматривать приоритеты в регионах. Я видела, как губернаторы, сидящие в зале, в этот момент напряглись. Они поняли, что надо будет где-то искать деньги.

Кроме того, президент сказал, что бюджетную устойчивость надо всеми силами оберегать, сохранить. Это значит, что бюджетное правило пересматриваться не будет. Также он ничего не сказал о пересмотре соотношения отчислений налогов между центром и регионами.

То есть он назвал результаты, которые он хотел бы видеть, но ничего не сказал о механизмах, с помощью которых этого можно достичь. Откровенно говоря, это все пустое. Непонятно, где мы возьмем эти деньги.

«СП»: — А изменение бюджетного правила решило бы все эти вопросы?

— Конечно. Сейчас цена отсечения составляет 41,6 доллара за баррель. Эта цифра увеличивается на 2 процента ежегодно. Мы же предлагали сразу поднять ее до 45−50 долларов. Мы же уже накопили эти деньги в ФНБ — давайте планку повысим. И направим их в расходную часть бюджета. Но нет, они останутся в ФНБ, а потом пойдут на инфраструктурные проекты, как признался Путин. Но мы же знаем, как это все осваивается. Пахнет коррупцией!

«СП»: — Похоже, власти решили, подняв пенсионный возраст, «освободить» ФНБ от пенсионных обязательств и создать кормушку для «своих», для чиновников и связанного с ними бизнеса. А в качестве моральной подачки старикам предложили прописать индексацию пенсий в Конституции. Вроде как для надежности…

— Конституция — это основной документ нашей страны. И вписывать туда положения, которые должны регулироваться обычными федеральными законами — индексацию пенсий, МРОТ — это лишнее. У нас и так записана в Конституции норма о запрете принимать законы, ухудшающие положение людей. Если бы это исполняли, то никакой пенсионной реформы не было бы.

Автор: Сергей Аксенов

Источник: Свободная пресса, 15.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики