Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава и Киев следят, чтобы «Северный поток-2» не обошел Газовую директиву

Варшава и Киев следят, чтобы «Северный поток-2» не обошел Газовую директиву

На Украине и в Польше внимательно следят, чтобы оператор «Северного потока — 2» не получил в Германии исключения из Газовой директивы. Без них газопровод сможет использоваться только на половину мощности, а оператор должен быть независимой от «Газпрома» компанией, что грозит проекту убытками.

Вчера немецкое издание Bild сообщило о том, что 10 января компания Nord Stream 2 AG обратилась в Федеральное сетевое агентство Германии Bundesnetzagentur с заявкой о предоставлении «Северному потоку — 2» исключений из правил Газовой директивы ЕС. Как писало EADaily, оператор балтийского газопровода сослался на пункт 28b немецкого закона, который приняли для применения обновленной Газовой директивы в Германии. Там говорится, что для предоставления исключений инфраструктура трубопровода должна была быть завершена до мая 2019 года. А так как под действие закона попадает только участок «Северного потока — 2», который находится в немецких территориальных водах Балтийского моря, и к указанным срокам он был завершен, то Nord Stream 2 AG попросил у немецкого регулятора исключения из правил. 

Новость вызвала моментальную реакцию на Украине и в Польше. Так, вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба сразу встретился с вице-президентом Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон. Он написал об этом в Twitter. «Риски безопасности от „Северного потока — 2“ сохраняются. Утром говорили об этом с комиссаром ЕК по энергетике Кадри Симсон. Получил заверения: позиция Еврокомиссии неизменна. Правила ЕС должны применяться к „Северному потоку — 2“ без исключений», — написал украинский министр.

 

Иллюстрация: twitter.com.

 

В то же время за комментариями в Еврокомиссию обратились и польские журналисты, отслеживающие российский проект . «Источник в Еврокомиссии сказал, что если „Северный поток — 2“ не соответствует првиалм ЕС, это будет незаконно», — написало деловое издание BiznesAlert. Немецкому DW в Еврокомиссии рассказали, что в курсе заявки по балтийскому газопроводу и свое решение немецкий регулятор должен вынести до 24 мая. «Как государство-член ЕС, на территории которого находится первый пункт присоединения, Германия имеет право принимать соответствующее решение после проведения консультаций со всеми государствами-членами ЕС», — заявили DW в Еврокомиссии.

Обновленная Газовая директива ЕС, принятая в прошлом году, несет действительные риски для экономики «Северного потока — 2», так как требует доступа к газопроводу независимых поставщиков. А так как их не будет по понятным причинам, то газопровод будет работать в полсилы. К тому же оператором «Северного потока — 2» или его немецкого участка должна стать независимая от «Газпрома» компания.

При этом «Северный поток — 2» может получить исключения из правил по Газовой директиве и без попытки быть признанным уже построенным до мая 2019 года. Однако в этом случае Германия обязана согласовать свое решение на консультационном комитете, в котором должны быть представлены все страны ЕС. А это с учетом позиции Польши и Прибалтики будет очень долгим и затяжным процессом. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что оператор «Северного потока — 2» в праве рассчитывать на исключения у немецкого регулятора. «Тем более, что немцы должны ответить США на санкции», — заметил эксперт.

Напомним, что из-за американских санкций против участников строительства «Северного потока — 2» проект остановился в конце декабря— прекратили работу трубоукладчики швейцарской компании Allseas. Укладку оставшихся 160 километров, очевидно, осуществят российские суда «Академик Черский» и «Фортуна» после дооборудования.

11 января, после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель, президент России Владимир Путин заявил, что Россия сможет достроить газопровод самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров, вопрос лишь в сроках. «Безусловно, окончание строительства будет отодвинуто на несколько месяцев. Но надеюсь, что до конца текущего года, либо в первом квартале следующего года работа будет завершена и газопровод заработает», — сказал российский лидер.

Источник: EADaily, 16.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики