Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий энергопакет используют как санкции против России и "Северного потока–2" – эксперт

Третий энергопакет используют как санкции против России и "Северного потока–2" – эксперт

Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG подали заявки в Федеральное сетевое агентство Германии с просьбой вывести их из-под действия обновленной газовой директивы ЕС. Эксперт по энергетике рассказал, почему Европа вновь "придирается" к "Северному потоку–2".

До 23 мая Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) рассмотрит заявку Nord Stream AG и Nord Stream 2 на выведение их из новой Газовой директивы ЕС.

Операторы апеллируют к тому, что для защиты инвесторов в Германии им может быть сделано исключение. Также компании получают исключение при доказательстве положительного влияния на энергобезопасность ЕС.

Будет непросто

В комментарии Bаltnews эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, почему "Северному потоку–2" будет тяжело избежать попадания под нормы.

"Здесь, конечно, риски высоки, потому что речь идет о том, чтобы вывести морскую часть газопровода "Северный поток–2" из норм третьего энергопакета. И изначально морские газопроводы вообще не попадали под действие этих законов. Только в прошлом году эти поправки были внесены. И уже тогда все прекрасно понимали, что эта мера де-факто направлена просто как санкции против "Северного потока-2". Эта поправка принималась исключительно против российского проекта", – заметил эксперт.

Страны – противники "Северного потока–2" ссылаются на "монополизм" "Газпрома", подчеркивает Юшков.

"Все понимали, что основная суть третьего энергопакета тут ни при чем, основное дело в антимонопольном законодательстве: оно призвано развивать конкуренцию. Оператор газопровода должен быть не зависим от поставщика. Но это еще меньшее из зол, "Газпром" может просто нанять какую-нибудь управляющую компанию, и она им будет оказывать услуги по управлению.

Под действия энергопакета попадает только последние двенадцать миль, которые подходят к берегу Германии. И там развить конкуренцию? На дне моря, за двенадцать км от берега это невозможно. И в целом требования третьего энергопакета к морским газопроводам – абсурдны. Там конкуренция не может возникнуть физически, никто на дно не пойдет врезаться в газопровод, чтобы поставлять некий альтернативный газ", – подчеркивает эксперт.

Основная проблема для "Газпрома" состоит в том, что третий энергопакет требует, чтобы один поставщик загружал не более 50% мощности трубы, считает Юшков: "Естественно, никому это не нравится. Поэтому "Газпром" и подает заявку на его исключение, ведь конкуренция невозможна. В этом случае обязаны давать исключение".

На практике это может оказаться достаточно проблематичным, обращает внимание Юшков. Для всех стран и проектов это делается автоматически: например, Азербайджан и его газопровод TANAP, которым он пользуется единолично. С "Газпромом" же ситуация обстоит иначе.

"Газпром" постоянно в этом плане мучают и не дают ему нормально работать – например, "Северный поток". Газопровод, который идет для самой Германии – NEL – сразу получил исключение из норм, так как на берегу никакого другого газопровода и СПГ-терминала для входа в NEL не было.

Второе же ответвление – OPAL – не позволяли загружать на полную мощность. Хотя он даже иск в ВТО выиграл у Евросоюза. Все равно до сих пор не дают загружать на полную мощность. То есть третий энергопакет на практике используют как санкции против России", – резюмировал эксперт.

Что делать "Газпрому"?

Кто победит, сказать сейчас трудно, заметил Юшков.

"Сейчас говорят, что должна быть какая-то лоббистская битва – между Германией, которая будет добиваться исключения "Северного потока" и "Северного потока–2" из норм, Брюсселем, который пытается все полномочия себе забрать, и откровенных критиков России, вроде Польши. Она будет, скорее всего, блокировать решение в ЕС. Непонятно, кто победит.

Соответственно, "Газпрому" придется организовывать компанию, которая будет оператором последнего участка. Во-вторых, возможно, будут менять контракт и точку сдачи-приемки на начале этого этапа устанавливать, чтобы европейские компании подключались, и дальше шел разный газ.

Но логичнее всего – добиваться исключения, потому что, действительно, по третьему энергопакету ему обязаны дать исключение, и конкуренции там даже потенциально возникнуть не может", – заключил Юшков.

Напомним, что согласно поправкам в газовую директиву ЕС от 2009 года, правила европейского законодательства о разделении поставщика газа и транспортной компании, доступ третьих сторон к мощностям газопровода, недискриминационные тарифы и транспарентность применяются не только к сухопутным, но и к морским газопроводам из третьих стран.

Источник: BaltNews.ee, 17.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики