Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минский торг: почему Белоруссия закупила партию нефти из Норвегии

Минский торг: почему Белоруссия закупила партию нефти из Норвегии

«Белорусская нефтяная компания» приобрела партию нефти марки Johan Sverdrup в объёме 80 тыс. тонн. Как сообщает пресс-служба концерна «Белнефтехим», поставка будет осуществлена через литовский порт Клайпеды в среду, 22 января. Ранее в Минске говорили о направлении коммерческих предложений по импорту сырья ряду государств. Как полагают эксперты, подобный шаг белорусской стороны может быть разовым, поскольку закупка и транспортировка нефти обойдётся Минску дороже, чем при наличии договорённости с Россией. 

Белоруссия закупила партию норвежской нефти Johan Sverdrup в объёме 80 тыс. тонн. Сделку осуществила «Белорусская нефтяная компания» (БНК), ответственная за экспорт белорусских нефтепродуктов. Об этом сообщает агентство Интерфакс со ссылкой на пресс-службу концерна «Белнефтехим».

«Для новополоцкого НПЗ «Нафтан» закуплена партия норвежской нефти в объёме 80 тыс. тонн, поставка через порт Клайпеды 22 января», — говорится в сообщении.

«Нафтан» принимает поступающую из России нефть и производит различные виды топлива, масла смазочные и битумы, ароматические углеводороды и продукты нефтехимии. Как говорится на сайте компании, свыше 60% продукции в настоящее время уходит за рубеж.

14 января первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой сообщил, что Минск направил ряду государств коммерческие предложения по импорту нефти. По его словам, представители БНК ведут переговоры практически круглые сутки.

«Все возможные страны: и Украина, и Польша, и страны Балтии, и Казахстан, Азербайджан. Мы сейчас занялись этим вопросом», — пояснял он.

Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно говорил о возможности поиска альтернативных источников поставок, если Москва и Минск не придут к консенсусу относительно цены на энергоресурсы. Как отмечал источник РИА Новости, белорусская сторона не намерена платить рыночную стоимость нефти, несмотря на то, что поставки будут дешевле, чем импорт из других стран.

«Это политическое решение»

Как считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, заключённую белорусской стороной сделку по закупке норвежской нефти вряд ли можно считать дальновидной и продуманной, в частности, из-за транспортной доставки сырья.

«Дело в том, что из Клайпеды доставить нефть в Белоруссию имеется только один способ — это железнодорожные цистерны, безусловно, это дороже, чем трубопроводный транспорт. Уже по этой простой логистической причине — цена будет выше, чем другая. Она поставляется с целью переработки в нефтепродукты, значит, возрастёт цена сырья для переработки... Вот здесь уже надо белорусским экспертам и специалистам садиться с карандашом в руках и посчитать, сколько они потеряют в доходах от поставки этой нефти и сколько они получают дохода от поставок российской, но по ценам рынка. Поэтому здесь, наверное, напрашивается слово «каприз» со стороны Белоруссии, но мне кажется, со временем ситуация нормализуется», — пояснил собеседник RT.

В свою очередь, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков выразил мнение, что действия Минска обусловлены политическими, а не экономическими соображениями.

«Мне кажется, что это, конечно, политическое решение. Для Минска это стало огромной проблемой. Они очень долго пытаются давить на Россию с целью получить выгодные условия на поставку нефти. У нас происходит налоговый манёвр, и с каждым годом цена нефти для белорусов возрастает, и они хотят получать компенсации из российского бюджета за подорожание нефти — одним из рычагов давления Минск видит переход на другие источники поставки нефти», — заметил он.

По его мнению, белорусская сторона долго говорила об «угрозе» перехода к диверсификации поставок и осуществила её договорённостью об одной партии.

«У Белоруссии был опыт, когда они закупали танкер нефти в Иране, но в итоге он в республику не приходил, задержался где-то в Германии или в Польше, там перерабатывался, то есть белорусская компания выступала в качестве трейдера. Сейчас, скорее всего, действительно танкер пройдёт, и мы увидим повторение истории десятилетней давности, когда Белоруссия закупала венесуэльскую нефть. То есть вся эта история, мы её проходили. По мере того, как будет выходить статистика за январь, мы увидим, сколько стоила норвежская нефть по сравнению с российской. И я уверен, что будет такая же история, как и десять лет назад, когда венесуэльская стоила в два раза дороже, чем российские поставки. Здесь, может, не в два раза, но долларов на 20—25 с каждого барреля будет норвежская нефть дороже», — констатировал Юшков в беседе с RT.

Вместе с тем отметим, что в понедельник, 20 января, Белоруссия и Россия достигли договорённости о подходах и методике компенсации за грязную нефть в магистрали «Дружба». Об этом стало известно после завершения встречи между и. о. зампреда российского правительства Дмитрием Козаком и вице-премьером Белоруссии Игорем Ляшенко. В декабре 2019-го белорусский посол в Москве Владимир Семашко заявлял, что Минск рассчитывает на $70 млн.

Напомним, в апреле 2019 года Белоруссия объявила о временном прекращении импорта нефти из России по нефтемагистрали «Дружба» в связи с ухудшением её качества. Российская «Транснефть» признала факт поставки некачественного сырья. В конце июня глава Минэнерго России Александр Новак сообщил о завершении кризиса с поставками нефти.

Авторы: Роман Шимаев, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики