Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Белоруссия закупила 80 тысяч тонн норвежской нефти, заменив ей российское топливо. Нефть из Норвегии доставят в страну по маршруту, который проходит через литовский порт в Клайпеде. Также 21 января Белоруссия отменила приостановку экспорта нефтепродуктов и готова заключить контракты на поставку нефти из альтернативных России источников. Об этом сообщил глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков.

«Вечерняя Москва» решила выяснить, поможет ли Белоруссии норвежская нефть снизить зависимость от российской?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович уверен, что черное золото из скандинавской страны обойдется Белоруссии дороже.

— Если Лукашенко (президент Белоруссии Александр Лукашенко — прим. ВМ) хочет покупать у других поставщиков, это его полное право. Он уже однажды покупал нефть из Венесуэлы, но топливо оказалось азербайджанским. Та нефть поступала через Одессу и оказалась дороже. В итоге Лукашенко от нее отказался. Если он в очередной раз хочет купить нефть из других стран, технически это возможно, но экономически такая сделка будет невыгодной, — сказал Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой».

Поставки в Белоруссию через Клайпеду (по железной дороге) или польский Гданьск идут транзитом и увеличивают стоимость продаж на 20 долларов.

— Вряд ли какая-то страна будет продавать Белоруссии нефть дешевле из любви к Лукашенко. Никакая нефть не может стоить дешевле российской, потому что в России еще не завершен налоговый маневр, предполагающий сокращение экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), — отметил эксперт.

Из-за повышения НДПИ российские компании будут продавать нефть Белоруссии дороже. Минфин союзной республики оценивает потери Минска из-за налогового маневра в российском нефтяном секторе в районе 11 миллиардов долларов. Помимо высокой стоимости альтернативных поставок, связанных со сложностью маршрута по сравнению с безтранзитным трубопроводным импортом из России, сложность будут создавать ограниченные объемы топлива.

— Порты Прибалтики не безграничны по объемам. Литва может поставить около 3 миллионов тонн в год. Белоруссия получает из России 18 миллионов тонн. Через Гданьск можно поставлять, но там порт работает не только для нефтяных поставок, — подчеркнул Митрахович.

Текущих 80 тысяч тонн из Норвегии хватит максимум на два–три дня работы одного из двух заводов в Белоруссии, добавил он.

Учитывая ценовую разницу и ограниченность объемов поставок из других стран, Белоруссия не сможет без денежных потерь отказаться от российской нефти. Намерение искать других партнеров больше напоминает политический торг, отмечает эксперт. В рамках Союзного государства Лукашенко требует, чтобы Россия продавала нефть по внутрироссийским ценам, но отказывается углублять интеграцию, ссылаясь все время на нерушимость белорусского суверенитета.

— Лукашенко не хочет создавать единую валюту, единые институты управления, открыть доступ российским компаниям в Белоруссии, не признает Крым российским, — говорит Митрахович.

Позднее, 21 января, сам Лукашенко признал, что в настоящее время нет абсолютной альтернативы нефти из России, но указал на необходимость в диверсификации поступающих в страну ресурсов.

Напомним, что накануне Нового года Белоруссии не удалось договориться с российскими нефтяными компаниями об условиях нефтяных поставок с 1 января 2020 года. 31 декабря президент Республики Александр Лукашенко отдал распоряжение начать импорт топлива из других стран.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики