Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Энергетик Митрахович: Белоруссия проживет на норвежской нефти три дня

Белоруссия закупила 80 тысяч тонн норвежской нефти, заменив ей российское топливо. Нефть из Норвегии доставят в страну по маршруту, который проходит через литовский порт в Клайпеде. Также 21 января Белоруссия отменила приостановку экспорта нефтепродуктов и готова заключить контракты на поставку нефти из альтернативных России источников. Об этом сообщил глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков.

«Вечерняя Москва» решила выяснить, поможет ли Белоруссии норвежская нефть снизить зависимость от российской?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович уверен, что черное золото из скандинавской страны обойдется Белоруссии дороже.

— Если Лукашенко (президент Белоруссии Александр Лукашенко — прим. ВМ) хочет покупать у других поставщиков, это его полное право. Он уже однажды покупал нефть из Венесуэлы, но топливо оказалось азербайджанским. Та нефть поступала через Одессу и оказалась дороже. В итоге Лукашенко от нее отказался. Если он в очередной раз хочет купить нефть из других стран, технически это возможно, но экономически такая сделка будет невыгодной, — сказал Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой».

Поставки в Белоруссию через Клайпеду (по железной дороге) или польский Гданьск идут транзитом и увеличивают стоимость продаж на 20 долларов.

— Вряд ли какая-то страна будет продавать Белоруссии нефть дешевле из любви к Лукашенко. Никакая нефть не может стоить дешевле российской, потому что в России еще не завершен налоговый маневр, предполагающий сокращение экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), — отметил эксперт.

Из-за повышения НДПИ российские компании будут продавать нефть Белоруссии дороже. Минфин союзной республики оценивает потери Минска из-за налогового маневра в российском нефтяном секторе в районе 11 миллиардов долларов. Помимо высокой стоимости альтернативных поставок, связанных со сложностью маршрута по сравнению с безтранзитным трубопроводным импортом из России, сложность будут создавать ограниченные объемы топлива.

— Порты Прибалтики не безграничны по объемам. Литва может поставить около 3 миллионов тонн в год. Белоруссия получает из России 18 миллионов тонн. Через Гданьск можно поставлять, но там порт работает не только для нефтяных поставок, — подчеркнул Митрахович.

Текущих 80 тысяч тонн из Норвегии хватит максимум на два–три дня работы одного из двух заводов в Белоруссии, добавил он.

Учитывая ценовую разницу и ограниченность объемов поставок из других стран, Белоруссия не сможет без денежных потерь отказаться от российской нефти. Намерение искать других партнеров больше напоминает политический торг, отмечает эксперт. В рамках Союзного государства Лукашенко требует, чтобы Россия продавала нефть по внутрироссийским ценам, но отказывается углублять интеграцию, ссылаясь все время на нерушимость белорусского суверенитета.

— Лукашенко не хочет создавать единую валюту, единые институты управления, открыть доступ российским компаниям в Белоруссии, не признает Крым российским, — говорит Митрахович.

Позднее, 21 января, сам Лукашенко признал, что в настоящее время нет абсолютной альтернативы нефти из России, но указал на необходимость в диверсификации поступающих в страну ресурсов.

Напомним, что накануне Нового года Белоруссии не удалось договориться с российскими нефтяными компаниями об условиях нефтяных поставок с 1 января 2020 года. 31 декабря президент Республики Александр Лукашенко отдал распоряжение начать импорт топлива из других стран.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики