Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Для нефтегазовой отрасли ничего не изменится

И. Юшков: Для нефтегазовой отрасли ничего не изменится

Хоть Новак и остался, для нефтяников ситуация остается напряженной: Силуанов и Белоусов источник денег видят, прежде всего, в нефтяном секторе

Накануне, 21 января, стал известен новый состав правительства России. Министр энергетики Александр Новак сохранил свой пост в новом кабинете, однако, сменился куратор отрасли — вице-премьер Дмитрий Козак уступил место Юрию Борисову, ранее отвечавшему за оборону. Кроме того, вице-премьером, курирующим финансовый сектор, был назначен помощник президента России Андрей Белоусов. «НиК» решил узнать у отраслевых экспертов, чего ждать отрасли от нового кабинета министров.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что министр энергетики не поменялся, поскольку никаких претензий к деятельности Александра Новака не было:

«Мне кажется, Владимир Путин считает работу Новака очень эффективной.

Кроме того, у Новака есть продолжающиеся проекты, которые он инициировал и считается ответственным за них. Прежде всего, это сделка ОПЕК+. Основная задача, которая стояла перед Новаком, — это поддержание каким-либо образом приемлемых цен на углеводороды на мировых рынках. Было налажено сотрудничество с ОПЕК и потом произошло заключение сделки с ОПЕК+. Вторая задача заключалась в том, чтобы не допускать существенного падениям добычи нефти в России. Новаку удавалось лавировать между интересами нефтяных компаний и договоренностями в рамках ОПЕК+. В глазах руководства страны он успешно выполняет поставленные перед ним задачи», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Он также напомнил, что во время работы Новака на посту министра был запущен проект "Ямал СПГ", достигнута договоренность по продолжению украинского транзита:

«Поскольку его деятельность успешна, возможно, поднимался вопрос либо о его переводе на должность вице-премьера, который будет курировать ТЭК, либо о совмещении должности министра и вице-премьера.

Но сказались лоббистские усилия определенных групп. Поэтому пришлось решать, кто из вице-премьеров будет курировать эту отрасль. В итоге такой компромиссной кандидатурой стал Юрий Борисов. Таким образом, в правительстве за энергетику отвечает сильный министр и номинальный куратор в виде вице-премьера. Я не думаю, что Юрий Борисов будет существенно вмешиваться в работу отрасли. В основном он, видимо, будет следить только за ценами на топливном рынке. Поэтому в новом правительстве у Новака становится еще больше неформальных полномочий, его влияние возрастет. Однако противостояние с противниками соглашения ОПЕК+ никуда не денется. В целом расклад сил в энергетическом секторе правительства не меняется», — рассказал эксперт.

При этом Юшков подчеркнул, что и в финансовом блоке никаких существенных изменений не произошло: «Белоусов и до своего назначения имел значительно влияние на экономическую политику в стране. Сейчас оно стало более формализованным.

Для Силуанова в какой-то степени произошло понижение, он был первым вице-премьером. Но его вес в правительстве, скорее всего, не изменится.

От Белоусова ранее были предложения увеличить фискальную нагрузку на нефтяные компании и на промышленность в целом, но радикальными и конфликтными взглядами он не отличался. По отношению к нефтегазовой отрасли общая позиция экономического блока правительства заключается в том, что они воспринимают ее именно как источник прибыли и хотят эту прибыль увеличить. Не зря финансовый сектор поддерживал налоговый маневр и рост акцизов. В этом плане нефтяникам сейчас тревожно, поскольку все инициативы, которые президент озвучивал в послании Федеральному Собранию, а также исполнение майских указов потребуют дополнительных финансовых средств. Силуанов и Белоусов источник денег видят, прежде всего, в нефтяном секторе. Для нефтяников ситуация остается напряженной», — резюмировал эксперт.

Источник: OilCapital.ru, 22.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики