Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

"Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой. 

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

Российское руководство могло бы дать совет нефтяным компаниям сократить прибыль от поставок нефти в Белоруссию и они послушали бы такой "совет", если бы его озвучил Путин. Но президент не видит смысла заставлять свои компании терять прибыль, так как в ответ Белоруссия не собирается идти на встречу, например углублять интеграцию, или переводить экспорт нефтепродуктов в российские порты и т.д. Поэтому российско руководство говорит, чтобы о размере маржи при поставках Белнефтехим договаривался с самими нефтяными компаниями. А документы ЕАЭС не запрещают России менять собственное внутреннее законодательство в налоговой сфере. Более того, налоговый маневр, формально создаст единый рынок нефти в ЕАЭС - для всех она будет стоить столько же, сколько на мировом рынке. Только российский бюджет платит своим НПЗ компенсацию, а белорусские своим - нет. 

Позиция российской стороны выглядит более обоснованной. Конфликт в целом и появился после того, как Москва решила сделать свою позицию более прагматичной. Ее можно обозначить так: " если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации". Белорусская позиция выглядит слабой - они хотят сохранения низких цен на углеводороды, но в ответ ничего не дают. Нет признания Крыма частью РФ и т.д. нет даже перенаправления экспорта нефтепродуктов на российские порты.

Вероятно повторяется история 10 летней давности. Белорусы пытаются запугать Россию уходом к другим поставщикам. Но сделать это будет сложнее. Россия может направить нефть на другие рынки, а РБ найти равнозначную по ценам замену источника поставки не может.

Вероятно РБ вернется к закупкам российской нефти, согласившись с возросшей ценой. Но при этом покупка нефти у других стран в небольшом количестве продолжится как инструмент давления на Россию. Проблема для Минска заключается в том, что это не воспринимается Москвой как давление.

Опубликовано: ИРТТЭК, 23.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики