Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

"Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой. 

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

Российское руководство могло бы дать совет нефтяным компаниям сократить прибыль от поставок нефти в Белоруссию и они послушали бы такой "совет", если бы его озвучил Путин. Но президент не видит смысла заставлять свои компании терять прибыль, так как в ответ Белоруссия не собирается идти на встречу, например углублять интеграцию, или переводить экспорт нефтепродуктов в российские порты и т.д. Поэтому российско руководство говорит, чтобы о размере маржи при поставках Белнефтехим договаривался с самими нефтяными компаниями. А документы ЕАЭС не запрещают России менять собственное внутреннее законодательство в налоговой сфере. Более того, налоговый маневр, формально создаст единый рынок нефти в ЕАЭС - для всех она будет стоить столько же, сколько на мировом рынке. Только российский бюджет платит своим НПЗ компенсацию, а белорусские своим - нет. 

Позиция российской стороны выглядит более обоснованной. Конфликт в целом и появился после того, как Москва решила сделать свою позицию более прагматичной. Ее можно обозначить так: " если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации". Белорусская позиция выглядит слабой - они хотят сохранения низких цен на углеводороды, но в ответ ничего не дают. Нет признания Крыма частью РФ и т.д. нет даже перенаправления экспорта нефтепродуктов на российские порты.

Вероятно повторяется история 10 летней давности. Белорусы пытаются запугать Россию уходом к другим поставщикам. Но сделать это будет сложнее. Россия может направить нефть на другие рынки, а РБ найти равнозначную по ценам замену источника поставки не может.

Вероятно РБ вернется к закупкам российской нефти, согласившись с возросшей ценой. Но при этом покупка нефти у других стран в небольшом количестве продолжится как инструмент давления на Россию. Проблема для Минска заключается в том, что это не воспринимается Москвой как давление.

Опубликовано: ИРТТЭК, 23.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики