Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

"Если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации"

Игорь Юшков – ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой. 

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

Российское руководство могло бы дать совет нефтяным компаниям сократить прибыль от поставок нефти в Белоруссию и они послушали бы такой "совет", если бы его озвучил Путин. Но президент не видит смысла заставлять свои компании терять прибыль, так как в ответ Белоруссия не собирается идти на встречу, например углублять интеграцию, или переводить экспорт нефтепродуктов в российские порты и т.д. Поэтому российско руководство говорит, чтобы о размере маржи при поставках Белнефтехим договаривался с самими нефтяными компаниями. А документы ЕАЭС не запрещают России менять собственное внутреннее законодательство в налоговой сфере. Более того, налоговый маневр, формально создаст единый рынок нефти в ЕАЭС - для всех она будет стоить столько же, сколько на мировом рынке. Только российский бюджет платит своим НПЗ компенсацию, а белорусские своим - нет. 

Позиция российской стороны выглядит более обоснованной. Конфликт в целом и появился после того, как Москва решила сделать свою позицию более прагматичной. Ее можно обозначить так: " если политической выгоды от существенной экономической помощи нет, тогда мы уменьшим дотации". Белорусская позиция выглядит слабой - они хотят сохранения низких цен на углеводороды, но в ответ ничего не дают. Нет признания Крыма частью РФ и т.д. нет даже перенаправления экспорта нефтепродуктов на российские порты.

Вероятно повторяется история 10 летней давности. Белорусы пытаются запугать Россию уходом к другим поставщикам. Но сделать это будет сложнее. Россия может направить нефть на другие рынки, а РБ найти равнозначную по ценам замену источника поставки не может.

Вероятно РБ вернется к закупкам российской нефти, согласившись с возросшей ценой. Но при этом покупка нефти у других стран в небольшом количестве продолжится как инструмент давления на Россию. Проблема для Минска заключается в том, что это не воспринимается Москвой как давление.

Опубликовано: ИРТТЭК, 23.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики