Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

"Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой.

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

В документах ЕЭАС обозначено, что энергетика в изъятии до 2025 года. Поэтому стороны по-разному трактуют, как двигаться к общему рынку. Российские компании, например, не могут продать газ на внутреннем белорусском рынке, они не особенно допускают к приватизации ключевых белорусских активов. Все это еще завязано на разночтения о необходимой скорости интеграции по иным вопросам (когда будет единая валюта с единым эмиссионным центром, когда будет единое правительство, когда Минск признает наконец Крым частью России).

Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет, если хочет переплачивать - его право.

До окончания налогового маневра в РФ никакая нефть, даже теоретически, не может быть дешевле российской. Тем более нефть из иных источников будет дороже, если переваливать ее в польских, прибалтийских или украинских портах и дальше поставлять по суше до Белоруссии. Минск эти сложности осознает, поэтому компромисс в том или ином виде будет найден. На условный "украинский" сценарий Лукашенко не пойдет, привлекательного в этом сценарии мало. Хотя попугать остановкой нефтяного транзита Минск может - но как минимум две трети экспорта РФ может перенаправить через свои порты, Белоруссия тут потеряет больше. До шантажа остановкой газового транзита Минск вряд ли дойдет, а если и дойдет - то точно потеряет еще больше. Особенно с учетом наличия теперь у Москвы еще и пятилетнего контракта на прокачку газа с Украиной.

Опубликовано: ИРТТЭК, 22.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики