Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

"Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Москва и Минск с конца 2019 года не могут согласовать нефтяные вопросы: тариф на транзит нефти через территорию Белоруссии, опцию «растаможки», торговую надбавку в $10 ($6) на тонну, компенсацию за остановку транзита нефти и ее переработки на белорусских НПЗ весной текущего года вследствие загрязнения хлорорганикой.

Вопросы:

1) В какой степени на причины ценовых разногласий влияет принципиальная неурегулированность отношений республик в рамках Союзного государства? Почему разногласия по нефти не получается урегулировать в рамках Решения Высшего евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»?

2) Как вы расцениваете обоснованность (с экономической, политической точек зрения) позиций сторон по каждому пункту разногласий?

3) На каких условиях, по вашему прогнозу, будут достигнуты договоренности между Москвой и Минском?

4) Если ли вероятность, что РФ и РБ не удастся договориться о транзите нефти и ее поставках на белорусские НПЗ, и поток нефти в сторону Республики Беларусь будет остановлен? По каким причинам это может произойти? Каковы будут последствия?

5) Есть ли у Республики Беларусь и возможность обеспечить себя нефтью в случае разрыва с Россией? Как в этом варианте может сложиться конфигурация нефтяных потоков в Восточной Европе?

Мнение эксперта:

В документах ЕЭАС обозначено, что энергетика в изъятии до 2025 года. Поэтому стороны по-разному трактуют, как двигаться к общему рынку. Российские компании, например, не могут продать газ на внутреннем белорусском рынке, они не особенно допускают к приватизации ключевых белорусских активов. Все это еще завязано на разночтения о необходимой скорости интеграции по иным вопросам (когда будет единая валюта с единым эмиссионным центром, когда будет единое правительство, когда Минск признает наконец Крым частью России).

Дешевле российской нефти Лукашенко все равно ничего не найдет, если хочет переплачивать - его право.

До окончания налогового маневра в РФ никакая нефть, даже теоретически, не может быть дешевле российской. Тем более нефть из иных источников будет дороже, если переваливать ее в польских, прибалтийских или украинских портах и дальше поставлять по суше до Белоруссии. Минск эти сложности осознает, поэтому компромисс в том или ином виде будет найден. На условный "украинский" сценарий Лукашенко не пойдет, привлекательного в этом сценарии мало. Хотя попугать остановкой нефтяного транзита Минск может - но как минимум две трети экспорта РФ может перенаправить через свои порты, Белоруссия тут потеряет больше. До шантажа остановкой газового транзита Минск вряд ли дойдет, а если и дойдет - то точно потеряет еще больше. Особенно с учетом наличия теперь у Москвы еще и пятилетнего контракта на прокачку газа с Украиной.

Опубликовано: ИРТТЭК, 22.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики