Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша отправит «Газпром» на аукцион

Польша отправит «Газпром» на аукцион

В мае заканчивается контракт на транзит российского газа через Польшу. После этого «Газпрому» придется покупать мощности польского участка газопровода Ямал — Европа на общих условиях на аукционе. Такая информация появилась после сообщения польского регулятора о том, что он самостоятельно утвердил передачу газопровода Ямал — Европа в управление госкомпании Gaz-System, которая является оператором газотранспортной системы страны. Транзитные ставки при этом, очевидно, существенно вырастут. В Варшаве уже не раз заявляли, что недовольны транзитными доходами, которые, по мнению польских чиновников, занижены в 10 раз.

Офис по регулированию энергетики (ERO) сообщил, что еще 19 декабря его президент Рафаль Гавин утвердил решение, которое определяет содержание доверительного договора об операторских обязанностях по польскому участку газопровода Ямал — Европа между Gaz-System и TGPS EuRoPol GAZ. Последняя является собственником магистрали.

«Действия президента ERO обусловлены ​​тем, что стороны за 90 дней до окончания текущего договора не заключили еще один доверительный договор. Положения, содержащиеся в энергетическом законе, предусматривают, что в такой ситуации президент Офиса по регулированию энергетики устанавливает административное решение между SGT EuRoPol GAZ и OGP GAZ-SYSTEM . Это решение в соответствии с правилами заменяет другое соглашение между этими лицами. Это решение предназначено для того, чтобы оператор мог эффективно выполнять свои обязанности», — говорится в официальном сообщении регулятора. 

В ERO подчеркнули, что новый договор будет действовать с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года. При этом контракт на транзит российского газа с «Газпромом» заканчивается 16 мая, и оператор Gaz-System заявил параллельно ERO, что все мощности ямальского газопровода будут выставляться на аукцион, в котором придется участвовать и «Газпрому».

«В соответствии с регуляторными нормами ЕС и национальными законами Gaz-System обязана гарантировать мощности в газопроводах, управляемых компанией, на основе прозрачности и принципах недискриминации. Бронирование мощностей будет проводиться на аукционе согласно правилам, прописанным в Сетевом коде польского участка газопровода „Ямал“ (TNC TGPS). Сейчас Gaz-System обеспечивает небронированные мощности, основанные на предыдущих правилах. 16 мая 2020 года заканчивает действие исторический контракт на транзит газа между EuRoPol GAZ s.a. и „Газпром экспортом“. Поэтому аукционы через платформу GSA будут предлагать полную мощность газопровода на входной точке „Кондратки“ и выходной точке „Мальнев“ на полдня, сутки, месяц и квартал в газовом году 2019−2020 (с октября по октябрь). На 2020−2021 газовый год будут разыгрываться и годовые поставки», — говорится в официальном сообщении Gaz-System.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что технически Gaz-System и раньше были оператором польского участка газопровода Ямал-Европа. «Это не будет проблемой, если оператор будет добросовестно выполнять свои обязанности, а не политические установки нынешних властей Польши. В этом, безусловно, есть сомнения», — считает эксперт.

В прошлом году уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь $ 5,4 млн. Высокопоставленный чиновник оценил потери Польши в 2010—2017 годах в $ 400 млн — в среднем по $ 50 млн в год. Высшая контрольная палата Польши при этом подготовила еще в 2018 году отчет, в котором говорится, что польские власти и лично ныне экс-министр экономики страны Вальдемар Павляк не использовали в 2009—2010 годах переговорные возможности и экономический эффект от газовых контрактов оказался хуже, чем ожидалось. 

Польский участок газопровода находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG. Остальные 4% — еще одна польская компания. По межправительственному соглашению тариф формируется из необходимых затрат на работу газопровода и прибыли, которая не может превышать 21 млн злотых в год ($ 5,4 млн).

«Польша не вложила в этот проект ничего, получив при этом половину акций компании Europol Gaz. Тарифы являются частью инвестиционного соглашения. Они не предполагают сверхприбыли для акционеров, но дают неплохую доходность. Поляки, естественно, хотят их поднять, чтобы получать деньги из воздуха», — говорил ранее EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Он отмечал, что из-за политической позиции Польши заблокирована и нормальная деятельность Europol Gaz: корпоративные процедуры, выплата дивидендов.

Глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявляла в июне прошлого года, что переговоры с Польшей идут, но прогресса пока нет.

Источник: EADaily, 28.01.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики