Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужна ли Белоруссии американская нефть

Нужна ли Белоруссии американская нефть

Майкл Помпео нисколько не утешил Александра Лукашенко

Госсекретарь США Майкл Помпео решил вставить свои пять копеек, или, точнее, центов, в резко обострившийся сырьевой спор между Минском и Москвой. Америка, как крупнейший мировой производитель энергоресурсов, готова обеспечить Белоруссию нефтью на 100% по конкурентным ценам, заявил Помпео, призвав президента Александра Лукашенко смело обращаться к его стране по этому вопросу. По оценкам опрошенных «МК» экспертов, никакой коммерческой выгоды для Минска это предложение не представляет. Соответственно, перспектив у него нет.

Накануне Белоруссия не смогла согласовать с РФ условия поставок российской нефти, которые должны быть закреплены в долгосрочном контракте. После чего Минск объявил о повышении с 1 февраля тарифа на транзит более чем на 6%. По словам министра антимонопольного регулирования и торговли республики Владимира Колтовича, в течение 2020 года Белоруссия может инициировать переговоры с Москвой по увеличению тарифа, если выяснится, что «растут расходы обеспечивающих прокачку организаций». О «зафиксированных разногласиях» сообщил также замглавы ФАС РФ Анатолий Голомолзин.

Пока ситуация развивается по максимально непредсказуемому сценарию. В соответствии с поручением Александра Лукашенко, правительство Белоруссии усердно изыскивает альтернативные источники сырья. Коммерческие предложения о покупке нефти направлены на Украину, в Польшу, государствам Балтии, в Казахстан и Азербайджан. В Нур-Султане заявили о готовности к такой торговле, если сделка будет экономически выгодна казахстанской стороне. Кроме того, Минск купил в Норвегии 80 тысяч тонн нефти, по своим характеристикам сходной с российской . Ее направят на НПЗ в Новополоцке, пока работающем на российском сырье. Ко всему прочему, как сообщил Лукашенко, Белоруссия договаривается о поставках высококачественной нефти «по мировой цене» из Саудовской Аравии и ОАЭ.

Что касается нынешней инициативы США, озвученной Майклом Помпео, то белорусским властям все это абсолютно не нужно, хотя и реализуемо чисто технически. Дело в том, поясняет старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков, что российское «черное золото» остается для Минска источником исключительной прибыли: Получая нефть из РФ без экспортной пошлины (в размере примерно $70-80 за тонну или $10 за баррель), примерно на треть ниже мировых цен, Белоруссия ее затем очень выгодно реэкспортирует и в итоге делает маржу в размере где-то 10-15% своего ежегодного бюджета. Правда, к 2024 году эта «малина» должна закончиться в связи с постепенным обнулением Москвой экспортных пошлин в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли.

Во-вторых, отмечает собеседник «МК», Белоруссия перерабатывает дешевую российскую нефть в нефтепродукты, с их последующим реэкспортом. Понятно, что сырье из США никуда перепродать не удастся, поскольку Вашингтон может его поставлять напрямую в любую точку планеты. Если же рассуждать о возможности использования американской нефти для белорусских НПЗ, то вопрос непростой: нефтеперерабатывающие заводы приспособлены лишь к определенным сортам. В любом случае, это имеет смысл лишь с точки зрения изготовления нефтепродуктов для внутреннего потребления в Белоруссии, а не для реэкспорта.

«Так что ничего утешительного для Александра Лукашенко в словах Помпео нет. Соединенные Штаты готовы поставлять нефть по рыночным ценам, а ему это абсолютно незачем». - говорит Жаворонков.

Для России, по словам эксперта, проблема состоит еще и в том, что проходящий через территорию Белоруссии нефтепровод «Дружба» является собственностью этой страны. Что позволяет Минску вести жесткую игру и «наказывать» Москву, бесконечно повышая тариф на транзит.

Очевидно, что американская нефть никоим образом не может стать альтернативой российской, согласен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Причина банальна — это все еще существующая в РФ экспортная пошлина на нефть. Ее не выплачивают ни Белоруссия, как член Таможенного союза, ни российские компании, работающие с Минском. Понятно, что после реализации в России налогового маневра ситуация изменится, но до 2024 года еще есть время.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 02.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики