Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Покупателей газа отваживают от «Северного потока-2»

Покупателей газа отваживают от «Северного потока-2»

Какова вероятность введения новых санкций со стороны США

США могут ввести новые санкции против «Северного потока-2». Это произойдет, если Россия решит достроить трубопровод в одиночку, пишет немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на источники. Новые ограничения могут коснуться европейских инвесторов и будущих покупателей газа. Представитель одного из партнеров «Газпрома», немецкой Uniper, заявил изданию, что компания в курсе планов американских властей приостановить запуск газопровода. Тем временем, чтобы довести трубу до берегов Германии, остается 150 км.

Чем грозят новые санкции против «Северного потока-2»? Независимый эксперт Дмитрий Лютягин считает, что, если США все-таки введут эти ограничения, европейским властям придется окончательно решить, на чьей стороне выступать в этом конфликте:

«Вопрос в том, насколько смогут этому противостоять партнеры “Газпрома”. Я напомню, там и Shell, там и OMV — это достаточно серьезные компании, которые работают на европейском и международном рынках. Здесь возникнет момент определение, с кем Европа хочет идти в плане своей энергетической независимости. На самом деле, они могу выступить достаточно жестко, могут, в принципе, начать некие юридические изыскания, чтобы можно было противостоять этому или каким-то образом защитить свои инвестиции. Основной момент: как они этот кейс могут интерпретировать с учетом внешнего воздействия, которое идет не от партнеров, а именно от третьей стороны, которая отстаивает свои стратегические коммерческие интересы на этом рынке?

Потому что Соединенным Штатам “Северный поток-2”не нужен только по одной причине — они хотят поставлять туда свой сжиженный природный газ».

В конце 2019 года США ввели санкции против компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2.» Тогда швейцарская Allseas решила приостановить работы по укладке труб, а других судов, чтобы продолжить процесс, у России не нашлось. В итоге строительство приостановили. Позже Владимир Путин заявил, что без иностранных партнеров «Северный поток-2» запустят в начале 2021 года. И новые санкции этому вряд ли помешают, считает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Европа достаточно вяло и аморфно, в том числе и Германия, отреагировала на введение санкций против трубоукладочных судов. Некоторые силы в американском истеблишменте будут пытаться продолжать политику санкций. Честно говоря, я слабо представляю механизм, который можно прописать законодательно, накладывающий санкции на покупателей именно газа, поступающего по газопроводу. Потому что после того, как газ будет попадать в европейскую сеть, под санкции могут попасть вообще любые компании, купившие газ».

Впрочем, партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин не верит, что США все-таки введут новые санкции против «Северного потока-2». По его словам, американские власти периодически предлагают разные ограничения против российского газопровода, но почти всегда это не заходит дальше обсуждений: «Давайте вспомним историю предыдущих попыток отдельными законами провести санкции против “Северного потока-2”. Продолжалось это два года. Никуда эти документы дальше комиссии и комитетов не пошли. Когда оценивали вероятность прохождения отдельного закона, эксперты сошлись на том, что вероятность была 2% всего. А пропихнуть предыдущие санкции удалось, только подключив их к мощному законопроекту о военном бюджете, отдельной главой туда вставив. Этот законопроект имел стопроцентную проходимость через обе палаты американского законодательного собрания».

«Северный поток-2» включает в себя две нитки газопровода, которые проходят через Балтийское море в Германию, в обход Украины, Белоруссии и Польши. Планировалось, что его достроят в начале этого года.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 05.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики