Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новое нефтяное соглашение открывает путь для дальнейшего диалога Москвы и Минска

Новое нефтяное соглашение открывает путь для дальнейшего диалога Москвы и Минска

Соглашение России и Белоруссии по нефти можно обозначить как сохранение status quo, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Перед нами промежуточное решение

Первый вице-премьер правительства Белоруссии Дмитрий Крутой заявил, что белорусские НПЗ будут закупать у российских компаний нефть по мировым ценам. На этом основании белорусские НПЗ уже с понедельника начнут переговоры со своими российскими контрагентами.

Примечателен пассаж Крутого, что цены будут «устанавливаться по договоренности» и в «соответствии с мировыми», что в принципе открывает возможность для специальных скидок Белоруссии. Тем более, единственной причиной последних действий Минска является то обстоятельство, что благодаря налоговому маневру у белорусского бюджета и бизнеса возник риск снижения дотационных сверхприбылей.

Россия поставляет в Белоруссию до 25 млн тонн сырой нефти в год, причем непосредственно на нужды белорусской экономики идут только 7 млн. До начала реализации в России налогового маневра Минск не платил таможенную пошлину на нефть и всю сверхприбыль, которая была связана с перепродажей на внешний рынок полученных из нашей страны нефтепродуктов, клал себе в карман.

Разговор идет о 3-4 млрд долларов в год, а это очень серьезная сумма как для белорусского государственного бюджета, так и для белорусских коммерческих структур. И Минск очень хочет сохранить данные дотации, и именно это является предметом постоянных переговоров на высшем уровне. Последний раунд таких переговоров Москвы и Минска как раз и завершился вчера в Сочи.

«Скорее всего, сохранился status quo в отношениях наших стран. Косвенным свидетельством этого является то обстоятельство, что после данного раунда переговоров Москва не пошла в отношении Минска на какие-то существенные уступки», - констатирует Перов.

По словам Александра Валентиновича, если бы белорусская сторона вместе с президентом этой страны Александром Лукашенко осталась бы довольна договоренностями в нефтяной сфере, то тогда бы произошел прорыв на других направлениях.

Здесь понимается интеграционный пакет, который был предложен Москвой Минску и который должен был быть подписан еще осенью прошлого года, но белорусская сторона проигнорировала эти усилия России. Причиной этого являлись как раз переговоры по нефти и газу, где Белоруссия требовала сначала нефтяных уступок Москвы, а затем уже подписания магистральных соглашений по интеграции.

Россия на такой вариант идти не готова, поскольку имеет большой опыт переговоров с Белоруссией и настаивает на заключении только пакетного соглашения с Минском, который подразумевает как скидки на энергию, так и интеграционные вопросы.

Шантаж Белоруссии не удался

«Было объявлено, что Белоруссия будет закупать нефть у России по мировым ценам, а ведь до этого Минск предпринимал громкие шаги, чтобы показать потенциал своей нефтяной независимости», - заключает Перов.

Достаточно вспомнить визит государственного секретаря США Майкла Помпео в Минск, на котором глава американской дипломатии пообещал закрыть все потребности Белоруссии в нефти. Помпео и Лукашенко пожали друг другу руки, но дело закончилось этим соглашением с РФ.

«Шантаж Белоруссии, что она может обратиться к другим поставщикам, не сработал, и мы видим, что сразу после этого было объявлено о сегодняшнем соглашении. Впрочем, даже в этой реляции по мировым ценам остается поле для маневра для Белоруссии в лице заключения двусторонних соглашений с российскими компаниями, где могут быть прописаны скидки», - резюмирует Перов.

Перов считает, что здесь осталось поле для маневров, а это означает дальнейшие переговоры Минска и Москвы по ценам на нефть и по другим проблемам, включая интеграцию. Можно также сказать, что этот вопрос не закрыт, а прошел одну из стадий своего развития.

В основе переговоров России и Белоруссии лежит интеграция

Минск уже попросил у Москвы отсрочку по выплате денег за строительство Белорусской АЭС, а Крутой отметил, что не исключает корректировки цен на газ для Белоруссии. По газовому направлению Минск постоянно выпрашивает льготные цены, причем подчас ниже, чем в России.

Пока непонятно, как эти вопросы будут разрешены в долгосрочной перспективе. К тому же к середине текущего десятилетия должен быть открыт единый энергетический рынок на пространстве ЕАЭС, который изначально должен был закрыть эту проблему.

«Пока не замечаю подвижек в деле создания единого евразийского энергорынка. Разговор здесь будет идти не только о нефти, но и о газе и электроэнергии. Никаких событий в этой сфере не происходит, и иногда такое чувство, что этот вопрос оставлен на потом», - констатирует Перов.

Перов полагает, что если брать изначальный план энергорынка ЕАЭС, то по нему будет происходить перенос сроков, поэтому перспективы этого проекта выглядят туманно, хотя бы потому, что на сегодняшний день сложно прогнозировать на пять лет вперед.

«С другой стороны, мы видим, что Россия ждет от Белоруссии более широких усилий в плане развития интеграции. Это постоянно проявляется в риторике обеих стран, и это, а не нефть, является основой переговоров Москвы и Минска», - заключает Перов.

Можно даже сказать, что от итогов переговоров зависит не только интеграция России и Белоруссии, но и будущее Евразийского союза.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики