Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названы три способа для Лукашенко отыграться в нефтяном споре с Россией

Названы три способа для Лукашенко отыграться в нефтяном споре с Россией

«По сути Минск, используя красивую риторику о «мировых ценах», отказался от претензий на дополнительную скидку со стороны России. А сама торговля нефтью будет идти в прежнем режиме», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт в области энергетики Игорь Юшков, комментируя решение белорусского руководства покупать нефть у России по «мировым ценам». При этом, по словам эксперта, Лукашенко может сократить закупку российского газа.

«В будущем торговля будет идти со скидкой 10-12 долларов от общемировой цены. В прошлом году скидка составляла примерно 15 долларов за баррель. Но в 2020 году произойдет новый шаг налогового маневра. Соответственно, экспортная пошлина уменьшается на 5%, но повышается налог на добычу полезных ископаемых. То есть стоимость нефти для Минска повысится лишь на 5%», – пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Таким образом, вся эта канитель была ради скидки в два-три доллара за баррель. Но для Минска проблема заключается в том, что с каждым годом скидка будет уменьшаться из-за снижения экспортной пошлины, которая обнулится в 2024 году. Вот в чем заключается смысл красивой риторики Белоруссии о «мировых ценах», – добавил эксперт.

При этом президент Белоруссии Александр Лукашенко, «желая сохранить лицо, может предпринять попытку отыграться в нефтяном споре с Россией», считает Юшков.

«Во-первых, он может попытаться разыграть карту с альтернативными поставками нефти. Но на Россию, как мы видим из практики, это не действует. Если Лукашенко хочет покупать нефть на 10-15 долларов дороже, да еще и за доставку доплачивать по пять долларов за баррель – пускай, но это дорогое удовольствие для Белоруссии», – пояснил эксперт.

Юшков напомнил, что отказ Минска от российской нефти был бы выгоден для России, так как «мы могли бы продать эти объемы нефти на внешних рынках подороже».

«Во-вторых, Лукашенко может сократить закупку российского газа. Но тогда Газпрому придется сократить добычу, потому что 20 млрд кубов газа проблематично куда-то пристроить. Вот это действительно болезненный для России вопрос», – продолжил собеседник.

«И есть еще апокалиптический сценарий, при котором Лукашенко отказывается от закупок российской нефти – это минус 18 млн тонн, и перекрывает нефтепровод «Дружба» – это минус 45-48 млн тонн транзита. В сумме эти объемы перекинуть на другие направления затруднительно. Но и в таком случае мы найдем выход и, возможно, увеличим переработку нефти внутри страны», – резюмировал Юшков.

Ранее первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой сообщил, что компании страны будут покупать нефть у России по мировым ценам.

По его словам, Москва «согласилась, что белорусские НПЗ будут покупать нефть по договоренности с российскими нефтяными компаниями по ценам, которые устанавливаются на мировом рынке». Он также добавил, что Минску «не нужно никаких специальных эксклюзивных условий».

Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что республика готова покупать российскую нефть по мировым ценам, однако Москва якобы настаивает на существенной премии компаниям сверх того.

Минск собирался налаживать беспошлинные поставки нефти из Казахстана. Также США заявляли о готовности обеспечить Белоруссию нефтью.

Замглавы администрации президента Дмитрий Козак сообщал в пятницу, что Россия и Белоруссия договорились о поставках газа на 2020 год на условиях 2019 года.

Автор: Алексей Нечаев

Источник: Взгляд, 09.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики