Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть будет выгоднее для Беларуси даже после «налогового маневра» – эксперт

Российская нефть будет выгоднее для Беларуси даже после «налогового маневра» – эксперт

7 января в Сочи состоялись российско-белорусские переговоры на высшем уровне. По итогам встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко принято решение о продолжении поставок газа в Беларусь до конца 2020 г. по сниженным ценам 2019 г. Вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой заявил о достижении поставленных целей и по условиям поставок нефти, в частности, о том, что Минск теперь сможет покупать ее по мировым ценам. В интервью «Евразия.Эксперт» итоги переговоров в Сочи проанализировал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович.

Станислав Павлович, вице-премьер белорусского правительства Дмитрий Крутой по итогам переговоров президентов Беларуси и России заявил: республика будет покупать российскую нефть по мировым ценам, чего она и требовала. Что стоит за данным заявлением?

– Если бы Белоруссия хотела таких цен, она бы просто продолжала покупать нефть у каких-нибудь поставщиков из Норвегии, США, как было заявлено после визита госсекретаря США [Майка] Помпео в Минск. Вот это как раз и будут мировые цены.

Тогда на каких условиях Россия будет осуществлять поставки нефти в Беларусь?

– На самом деле, в настоящее время налоговый маневр в России не завершен, и российские компании могут поставлять нефть в Белоруссию, не перекладывая на нее экспортные пошлины. Обычно это работает так: экспортеры страны платят в свой бюджет экспортную пошлину, а покупатель ее компенсирует. Но поскольку внутри России экспортная пошлина сохраняется, а поставки в Белоруссию идут без нее, российская нефть для республики стоит дешевле, чем от других поставщиков. Поэтому Минск хотел продолжать покупать нефть у России, но чтобы налоговый маневр не приводил к изменению цены. Однако даже в рамках незавершенного нефтяного маневра уже немного опущена экспортная пошлина и повышен НДПИ [налог на добычу полезных ископаемых – прим. «ЕЭ»].

Если бы удалось активизировать экономическую интеграцию, например, создание единого налогового кодекса, можно было бы найти механизмы снижения цены на нефть. Но договориться не получается, что означает рост стоимости нефти для Белоруссии в годовых масштабах на $300-400 млн с 2020 года. Но это меньшие потери, чем если бы Минск покупал нефть у норвежцев или американцев – тогда потери составили бы от $1 млрд и более. 10 лет назад Минск покупал нефть из Венесуэлы (хотя в реальности она была из Азербайджана), и тогда переплата составила порядка $1 млрд.

– В настоящее время стороны говорят о временных договоренностях на 2020 г. Как стоимость нефти для Беларуси может меняться в перспективе?

– Разница в цене [между российской и альтернативной нефтью] может уйти примерно к 2024 году, когда планируется завершить налоговый маневр. Но останется фактор логистики – выгоднее покупать нефть «по трубе», особенно в условиях отсутствия у Белоруссии морских портов – придется делать перегрузку в Гданьске (Польша) или Клайпеде (Литва).

– Как логистика меняет общую стоимость поставок нефти?

Логистический аспект сделает покупку российской нефти более рациональным выбором даже после 2024 г. Речь идет о выгоде до $10 за баррель, что при текущей стоимости баррели около 50$ очень существенно.

Заявления о переходе на американскую нефть рассчитаны на внутреннего избирателя – Путина таким не напугаешь.

– К чему пришли стороны в переговорах по газовому вопросу?

– По газу Лукашенко не смог добиться для себя выгодных изменений. Белорусская сторона уже несколько лет пытается подкорректировать для себя цену, но пока не очень успешно. Белорусская сторона хочет цену как для Смоленской области (около 70$ за 1 тыс. куб. м. вместо текущих $137). При этом в разных регионах России цены на газ отличаются, и есть много регионов, в которых цена на газ существенно выше, чем в Смоленской области – например, в Ленинградской области.

Но возникает вопрос: с какой стати Москва должна давать скидки? Белоруссия соглашается на экономическую интеграцию? Нет, этот вопрос поставлен на паузу. Белоруссия поддерживает Россию в Сирии? Нет. Минск признает Крым российским? Нет. Пускают ли российские компании продавать газ на белорусском рынке? Нет, не пускают. Если у российских компаний нет доступа к этому рынку, возникает вопрос, почему нужно давать низкую цену? Это должно быть взаимоувязано, должны быть обоюдные уступки.

Скидок для того, чтобы белорусское руководство не встречалось с Помпео, Россия давать не будет.

Беседовал Павел Воробьёв

Источник: Евразия.Эксперт, 10.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики