Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Минск занимается подменой понятий, выпрашивая скидки на российскую нефть

Юшков: Минск занимается подменой понятий, выпрашивая скидки на российскую нефть

Белоруссия хочет «схитрить» ради прибыли, требуя снизить цену на нефть до 83-85% от мировой, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Дмитрий Крутой, первый вице-премьер Белоруссии, выказал желание приобретать нефть у Российской Федерации по цене не выше 83-85% от мировых цен на углеводороды. Подразумевается стоимость нефти марки Brent.

В настоящее время Минск покупает энергоноситель со скидкой в 17%. По словам белорусского представителя, такая уступка компенсирует лишь сумму разницы таможенных пошлин. Иными словами, Белоруссия настаивает на том, чтобы цена на российскую нефть формировалась на одинаковых принципах для Минска и западных потребителей.

«Заявление Крутого звучит достаточно странно на фоне того, что Минск ранее выражал готовность покупать нефть по мировым ценам без скидок. Но важно знать о том, что никакой договоренности не было, белорусская сторона отказалась от всех предложений Российской Федерации. Транзит нефти Москва не намерена осуществлять со скидками – уступки были сделаны только по газу, стоимость которого снижена со $132 за 1000 кубометров до $132.

Поэтому сейчас Белоруссия занимает лукавую позицию и снова пытается хитрить. Позиция по нефти остается странной – Белоруссия делает вид, что это Россия навязывала ей льготные условия, на которые страна гордо не согласилась и выбрала покупку энергоресурса по мировым ценам», – прокомментировал заявление белорусского первого вице-премьера эксперт.

Также Дмитрий Крутой подчеркнул, что ради цены ниже Белоруссия готова доказывать, что ее рынок «даже в условиях отсутствия премии все равно является выгодным с точки зрения поставок для российских компаний». 

Напомним, что 7 февраля 2020 года президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко встретились на переговорной площадке в Сочи. Итог встречи показал, что достигнуто соглашение о ценах и объемах поставок нефти, которые будут регулироваться рынком. Также в ходе встречи стороны договорились о том, что в случае коммерческих контрактов Москва независимо от объема добычи допустит нефтяные компании, которые согласовали этот нюанс с белорусскими потребителями, к трубопроводному транспорту.

Россия и Белоруссия: долгоиграющая история

Переговоры России и Белоруссии длятся достаточно долго, но окончательное решение еще не принято – основной причиной отсрочки достижения полноценной договоренности является то, что Минск не готов покупать нефть по предложенной цене и без компенсации потерь от российского налогового маневра.

Кроме того, белорусская сторона пытается установить условие и просит Россию отказаться от применения налога, а также оказать влияние на компании, которые, как полагает Минск, могут пойти на поставку нефти без премии.

«Разгадка кроется в деталях, согласно которым становится понятно, что Белоруссия занимается подменой понятий. Россия по-прежнему остается внутри Евросоюза, а между российской и белорусской сторонами нет экспортной пошлины.

Поэтому, когда Крутой говорит о мировых ценах – это значит, что Минск будет покупать естественно ниже мировой, но не на $15 за каждый баррель как в 2019 году, а по цене, возросшей в 2020 году на 5%. То есть первый вице-премьер Белоруссии требует, чтобы компании России, занимающиеся поставкой нефти, получали прибыль не больше той, что получают при поставках в Европу», – объяснил Юшков.

Заменить «прибыль» на «премии» – подмена понятий Минском

Дмитрий Крутой подразумевает, что доля доходности российских компаний не должна превышать ту, что формируется при поставках энергоресурса на мировые рынки. По мнению эксперта, у Белоруссии сложились странные представления о том, что раньше компании Российской Федерации, поставляя нефть Минску, якобы зарабатывали больше.

«Российский бюджет из-за транзита нефти на территорию Белоруссии не дополучал несколько миллиардов долларов от поставок 18 млн тонн, так как экспортная пошлина была не предусмотрена. И Россия выйдет на обнуление экспортной пошлины только к 2024 году, а после начнет действовать налог на добычу полезных ископаемых», – добавил собеседник.

По мнению Игоря Юшкова, Белоруссия зациклилась на росте стоимости на 5% из-за налогового маневра и теперь пытается заставить Москву оказать воздействие на российские компании, которые ради выполнения условий Минска, должны потерять свою прибыль.

«Белоруссия заменила слово прибыль на слово премия, чтобы продавить свои условия благозвучно. А теперь она якобы продолжает показывать свою самостоятельность, отстаивая озвученную позицию о готовности покупать нефть по мировым ценам. На самом деле Минск не готов к этому и хочет, чтобы российские компании не зарабатывали на поставках на белорусские территории. Но компании России как получали одинаковую прибыль от транзита в Европу и Минск, так и будут это делать», – резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики