Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша не сможет повлиять на строительство "Северного потока–2" – эксперт

Польша не сможет повлиять на строительство "Северного потока–2" – эксперт

Польша опять вставляет "палки в колеса" газопроводу "Северный поток–2". Теперь она требует от "Газпрома" документов, связанных с реализацией проекта. Эксперт по энергетике Игорь Юшков рассказал Baltnews, почему Варшава не имеет на это оснований.

Польская антимонопольная служба потребовала у "Газпрома" выдать документы, связанные с реализацией проекта "Северный поток–2". Еще в мае 2018 года польское управление по конкуренции и защите прав потребителей UOKiK объявило о начале расследования в отношении инвесторов российского проекта.

В комментарии Baltnews эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, почему обвинения Польши беспочвенны.

"Польше сложно будет доказать, что они вообще имеют возможность подавать подобные иски, потому что непонятно, какое законодательство нарушает "Северный поток–2". Я думаю, что они просто хотят получить какое-то подтверждение для того, чтобы обосновать свой штраф против французской компании Engie Energy", – отметил Юшков.

Еще на стадии реализации проекта Польша пыталась помешать возведению "Северного потока–2". Однако ее сопротивление удалось свести к нулю, без нарушения законодательств.

"Когда планировали реализовывать "Северный поток–2", "Газпром" хотел продать пяти европейским компаниям по 10% акций непосредственно в операторе "Северного потока–2", компании Nord Stream 2 AG. Соответственно, для того, чтобы состоялась сделка, нужно было, чтобы все антимонопольные комитеты стран, где у этих компаний есть бизнес, выдали разрешение на покупку акций.

Все страны выдали, только Польша сказала, что это навредит конкуренции на польском газовом рынке и разрешение не дала. В итоге, от модели, где компании покупали по 10%, отказались. И эти пять европейских компаний просто выдали "Газпрому" кредиты, на которые он и строит "Северный поток–2", – пояснил Юшков.

Согласовывать решение по кредиту "Газпрому" с Польшей попросту не нужно, подчеркивает эксперт:

"Польский антимонопольный орган в принципе не имеет полномочий подавать подобные иски. Но они взяли и оштрафовали Engie Energy. Почему, на каком основании – непонятно. Французская компания оспаривает этот штраф. А полякам нужны хоть какие-то документы, которые подтверждают их правоту, и они запрашивают их у "Газпрома".

Я думаю, что "Газпром" еще будет разбираться, обязан ли он предоставлять документы каким-то антимонопольщикам. Одно дело – если бы это делала вся антимонопольная служба ЕС, другое дело – польская".

Эксперт считает, что помешать завершению "Северного потока–2" Польша уже не сможет:

"Невозможно Польше влиять как-то на стройку. Поляки могут выписывать определенные штрафы участникам проекта. Участники будут оспаривать эти штрафы, говорить, что юрисдикция нарушена. "Северный поток–2" завершен уже на 94%, деньги выделены. Сейчас у проекта проблемы совершенно другого характера – это исключительно поиск трубоукладчика для завершения строительства трубы".

"И даже американские санкции, по сути, в истории с Польшей никакой роли не играют. Поляки вообще апеллируют к тому, что было сделано до санкций. Поэтому нельзя говорить, что Варшава добивается исполнения американский мер, нет. Компания Engie Energy выделяла кредит "Газпрому" еще до введения ограничений, то есть участники проекта никаких санкций не нарушали", – резюмировал Юшков.

Напомним, что еще в 2016 году "Газпром" и его партнеры: французская Engie Energy, австрийская OMV, британско-голландская Shell, немецкие Uniper и Wintershall Dea направили UOKiK запрос на создание совместного предприятия для возведения газопровода "Северный поток–2". Разрешение требовалось по законодательству ЕС, однако польский регулятор заявку не согласовал.

В ноябре 2019 года Польша все же оштрафовала французскую Engie Energy на 172 млн злотых или 40,3 млн евро. Основывалось обвинение на отказе компании предоставить документы по участию в проекте "Северного потока–2".

Источник: Baltnews.ee, 13.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики