Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь в поисках альтернативной нефти: взгляд из Минска и Москвы

Беларусь в поисках альтернативной нефти: взгляд из Минска и Москвы

По итогам российско-белорусских переговоров в Сочи стало известно, что Беларусь начнет закупки нефти в России «по мировым ценам». С учетом низкой стоимости транспортировки российское топливо все равно остается наиболее выгодным для белорусской стороны, однако переговорный процесс Минска с российскими нефтяными компаниями о цене поставок продолжается. Насколько обосновано требование белорусской стороны об отмене «премий» российских компаний-поставщиков, и выгодны ли альтернативные направления поставок нефти для Минска, корреспондентам «Евразия.Эксперт» рассказали аналитики из Беларуси и России.

Александр Шпаковский, директор Информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция», член Научно-экспертной группы при Государственном Секретариате Совета безопасности Республики Беларусь:

Российская нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль – это сфера частного капитала, и, естественно, любой частный капитал настроен на максимизацию своей прибыли. Отсюда и нежелание отказываться от премий ради стратегических государственных интересов, которые состоят в том, чтобы сближаться с Беларусью как со своим главным и единственным союзником к Западу от российских границ.

Первой причиной интереса нефтяного капитала является цель получать как можно больше денег для ресурсов на частную собственность. Вторая причина в том, что в составе директоров и совета акционеров значительная доля иностранного капитала вообще никак не связана с Россией. Например, в совете директоров «Роснефти» – одной из ведущих российских нефтедобывающих компаний и одного из экспортеров нефти в Беларусь – 7 из 11 членов Совета директоров – иностранцы. 40% акций принадлежит частным бенефициарам.

Таким образом, мы имеем дело с частным и иностранным капиталом. Отсюда совершенно естественно, что у них нет никаких оснований отказываться от тех премиальных выплат, которые Республика Беларусь когда-то предлагала, только лишь на основании того, что в Минске решили отказаться от этой практики, так как Россия реализует налоговой маневр в своей нефтедобывающей отрасли и цены на нефть для нас увеличиваются.

Мы не видим смысла платить эти деньги – та сторона не видит смысла от них отказываться.

На сегодня Беларусь не говорит, что отказывается от российской нефти – республика ищет альтернативных поставщиков, и есть идея диверсификации поставок ввиду того, что через несколько лет для нас цена российской нефти сравняется с мировой.

Логично, что уже сейчас мы заботимся о диверсификации поставок, чтобы не зависеть от одного направления и не приучать экономику работать в авральном режиме.

Первая партия норвежской нефти – совсем небольшая, всего на несколько дней загрузки наших нефтеперерабатывающих заводов. Цена, по которой она куплена – коммерческая тайна, а спекуляции о том, что Беларуси это было выгодно – лишние, потому что никто не знает истинную глубину модернизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов стоимостью €200 млн.

Одними переговорами цена на нефть не решится – ее определит рынок. Вопрос только в том, будет ли политическая воля у российской стороны, с учетом и значительной доли частной собственности в российском нефтяном бизнесе, и иностранного присутствия в нем.

Если будет высокая политическая воля, то есть возможность скорректировать цену для Беларуси в позитивном ключе. Если низкая – не произойдет ничего трагического, Минск продолжит искать альтернативные поставки, работать с теми российскими компаниями, которые готовы предоставлять нам нефть по более низким ценам.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

То, что белорусы называют премией – это прибыль нефтяных компаний, та сумма, которая остается у них непосредственно после того, как они продали нефть. Эта премия есть и при поставках в другие страны. Ни одна компания в мире не будет поставлять нефть по себестоимости. Какой смысл ей вообще этим заниматься? Да и это запрещено по законам, потому что коммерческая структура обязана быть прибыльной. Вопрос в размере этой премии, за это сейчас торг и идет.

Мы видели пример почти десятилетней давности, когда белорусы почти два года покупали нефть у Венесуэлы и одновременно у Азербайджана. У Венесуэлы они купили суммарно 3,4 млн тонн, а у Азербайджана – 900 тыс. тонн.

В 2011 г. Россия продавала нефть где-то по 400$, а венесуэльская и азербайджанская нефть стоили около 800$ за тонну. Если бы они аналогичный объем в каждом месяце брали у России (а Беларусь параллельно покупала у России нефть, так что можно спокойно сравнить цены), то за почти два года они сэкономили бы $1,13 млрд. Вот стоимость рычага давления на Россию.

Александр Лукашенко говорит: покупайте по 30% из каждого источника. 30-40% у России, и, соответственно, через северные маршруты, предполагая, что это будет идти на Новополоцкий НПЗ, а южный маршрут через Одессу-Броды будет идти на Мозырский НПЗ. Теоретически это можно сделать, но вопрос в цене.

Для Новополоцкого НПЗ будет больше проблем, потому что железная дорога может дать около 3 млн тонн максимум в оптимистичном сценарии. Здесь нужно гораздо больше объема, около 6-7 млн тонн. Нужно размораживать северную ветку «Дружбы», которая много лет простаивает, и у белорусов были свои судебные процессы с прибалтами. Поляки сказали, что они на реверс «Дружбу» не развернут, поэтому какой сценарий ни возьми, все равно доставка дорогая.

Белорусы купили у норвежцев нефть по мировым ценам, то есть заплатили где-то не $50, а $65. Потом они оплачивают перевалку, а потом платят еще за то, чтобы железной дорогой довезти эти объемы до Новополоцкого НПЗ. Еще они, может быть, оплачивают возврат пустых цистерн – мы не знаем точных условий контракта. Получается, они платят рыночную стоимость (это уже больше на $10, чем российское предложение), и еще где-то $15 платят с каждого барреля за доставку. В итоге получается $25. Учитывая, что Россия продает Беларуси нефть где-то $50 за баррель, получается, что альтернатива на 50% дороже, чем российское предложение.

Здесь Беларусь идет по пути Украины, Польши и Литвы, которые постоянно говорят о диверсификации, а в итоге это сказывается на конечном потребителе.

В случае Литвы и Польши это СПГ-терминалы, электричество, отопление. Украина – это тоже газовая сфера. Но когда простые белорусы будут заправляться бензином из Европы, они спросят: «А почему так дорого?». И им скажут: «Знаете, это плата за независимость». Вот, по сути, по какой дороге они идут, выбирая не экономически выгодное предложение, а политизированное.

Беседовали Елизавета Мазурчик (Минск), Елизавета Неупокоева (Москва)

Источник: Евразия.Эксперт, 13.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики