Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры с Польшей и США по нефти приближают Белоруссию к большому соглашению с РФ

Переговоры с Польшей и США по нефти приближают Белоруссию к большому соглашению с РФ

Риторика Лукашенко по закупкам нефти в США и Саудовской Аравии демонстрирует, что Минск оказался в непростой ситуации, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

У Белоруссии нет других вариантов, кроме России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что Минск обсуждает с Варшавой варианты поставки нефти через польские терминалы и через польское продолжение нефтепровода «Дружба».

Белоруссия ставила этот вопрос перед Польшей ранее, но Варшава ответила Минску отказом, и теперь эта история снова повторяется, поскольку, несмотря на личную встречу с Путиным, Лукашенко не удалось договориться с Москвой по ценам на нефть.

Для Белоруссии это критичный момент, поскольку Минск зарабатывал миллиарды долларов на переработке российской нефти, которая до старта в России налогового маневра приходила на белорусские НПЗ с дисконтом. После начала процесса отмены таможенной пошлины и симметричного роста НДПИ в России, в Минске забеспокоились и вот уже на протяжении года требуют от Москвы возместить свои «убытки».

Другой вопрос, что несмотря на недовольство Белоруссии, все озвученные Минском схемы нежизнеспособны – Лукашенко называет американскую нефть, но известно, что сланцевое сырье, которое продают Штаты, не подходит для производства белорусского дизеля.«Нужно понимать господина Лукашенко, который оказался в сложном положении. Он действительно испытывает давление России, которая не пошла на компромисс в плане нефтяных цен. Из-за этого белорусский лидер пытается блефовать», - заключает Перов.

Лукашенко это много раз делал, и Белоруссия действительно ищет варианты организации альтернативных поставок, но пока это только предмет политической риторики. Белоруссия на сегодня не нашла ни одного надежного варианта с технической точки зрения.

«Реверс по «Дружбе» из Польши ненадежен, а предложение гнать сырье из Латвии с помощью бензовозов проблемы не решит. Белорусы купили у латвийцев нефтеналивной терминал, но его мощность составляет 3 млн тонн в год, а это почти в десять раз меньше потребностей Белоруссии», - резюмирует Перов.

Напомним, что суммарный запрос Белоруссии к России составляет 25 млн тонн нефти в год, из них 7 млн тонн покрывает внутренний спрос, а оставшиеся 18 – это перепродажа нефтепродуктов в сопредельные государства. Таким образом, Минск чисто технически не может закрыть свои потребности, не говоря уже о том, что никто не даст Белоруссии лучшее предложение, чем Россия.

«Латвийского терминала не хватит, даже если его полностью пустить под нефть, поэтому сложилась тупиковая ситуация для Белоруссии. Лукашенко пытается договориться с казахами, но не факт, что Россия пропустит казахстанскую нефть через свою трубопроводную систему, да и по цене Минск ничего не сможет выиграть», - констатирует Перов.

Перов считает, что в этих условиях Белоруссии ничего не остается, как искать компромисса с РФ. Белорусам нужно найти такой вариант, который будет устраивать обе стороны, поскольку иначе Минск не сможет рассчитывать на приемлемое развитие своей экономики.

Слова Лукашенко являются политической риторикой

«Это заявление Лукашенко является риторикой, которая усиливает переговорные позиции Белоруссии на переговорах с Россией. Была история с танкером из Венесуэлы, но эта была разовая поставка, которая не показала даже намека на рентабельность», - заключает Перов.

Белоруссия может получить какую-то альтернативу на внешнем рынке – пусть и на часть своего нефтяного спроса, но это потребует больших вложений и не выполнит поставленной Минском задачи.

Целью белорусов является сохранение сверхприбыли, которую в течение многих лет получала эта страна в виде косвенных дотаций от России, не платя российскую экспортную пошлину. Это единственная цель всех этих действий и заявлений со стороны Лукашенко.

Разговор идет об этом, а не об отказе Белоруссии от закупок нефти в России – ведь для того, чтобы их обеспечить, во-первых, нужно построить инфраструктуру, а во-вторых, Минск не получит на внешнем рынке такой цены, которая позволила бы его нефтяной отрасли работать дальше.

Белорусская переработка может работать и приносить прибыль только за счет демпинговой российской нефти – без этого большая часть данного нефтяного бизнеса проигрывает производителям из соседних европейских стран.

«Для того, чтобы создать альтернативу российским поставкам нефти в Белоруссию, нужно построить трубопроводы, усилить порты и терминалы в близлежащих государствах, поскольку белорусы не имеют своего выхода к морю, и найти таких поставщиков, которые смогут закрыть спрос Белоруссии. Определенно, за месяц-два это сделать невозможно», - резюмирует Перов.

По мнению Александра Валентиновича, для того, чтобы перевести хотя бы часть белорусского нефтяного импорта из России на другие страны, Минску надо провести подготовительную работу, а для этого требуются многие месяцы. Так что время играет против Лукашенко.

В такой ситуации Белоруссия будет продолжать тянуть время, рассчитывая, что создастся ситуация, когда можно будет добиться от России уступок по нефти, не идя взамен на симметричные политические шаги.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики