Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из «Дружбы»

Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из «Дружбы»

Александр Лукашенко грозит откачивать до 2 млн тонн в месяц

Белоруссия готова отбирать транзитную нефть из нефтепровода «Дружба», если Россия не поставит утвержденный балансом объем нефти, заявил в пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко (его слова передает государственное агентство «БелТА»).

Межправительственное белорусско-российское соглашение предусматривает поставку 24 млн т нефти в год из России в Белоруссию, или 2 млн т в месяц, напомнил Лукашенко. В январе, по его словам, поставили 500 000 т нефти. «Если не поставят в феврале, будем до 2 млн т добирать», – предупредил Лукашенко.

Эту позицию Лукашенко также озвучил на прошедших 7 февраля в Сочи переговорах с президентом России Владимиром Путиным, отметил белорусский президент, добавив: «Я никого не шантажировал».

С 1 января 2020 г. российские нефтяные компании прекратили поставки нефти в Белоруссию. Они не смогли заключить контракты с «Белнефтехимом» из-за разногласий в цене. Белорусская сторона недовольна идущим в России налоговым маневром, в результате которого снижается экспортная пошлина, но растет налог на добычу полезных ископаемых. Россия поставляла белорусской стороне нефть без пошлины. Из-за налогового маневра и повышения мировых цен на сырье стоимость нефти для белорусских НПЗ вырастет более чем на $20 за 1 т, или на 5% к цене 2019 г., заявлял «Белнефтехим». Белорусской госкомпании удалось договориться лишь с «Русснефтью» и «Нефтисом» из группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. В январе они поставили на белорусские НПЗ 750 000 т сырья, в феврале поставят еще 450 000 т.

Лукашенко пытается выторговать лучшие условия для покупки нефти и пытается засыпать Москву угрозами, причем он посылает их и российскому руководству, и нефтяным компаниям, чтобы те надавили на президента и он разрешил эту проблему, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он отметил, что нефть остается собственностью нефтяных компаний на протяжении всего трубопровода. «Если они будут забирать нефть из трубы, к Белоруссии пойдут иски о незаконной экспроприации нефти от десятков компаний», – говорит Юшков.

Лукашенко ссылается на индикативный баланс, по которому Россия должна прокачивать на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) 24 млн т нефти, но Россия не обязана это делать, это технологическая возможность прокачки и, чтобы ее реализовать, Белоруссия должна заключить коммерческие контракты с российскими поставщиками, говорит Юшков. Но даже если сейчас Белоруссия подпишет такие контракты, оператор белорусского участка трубы «Гомельтранснефть Дружба» не сможет прокачать на белорусские НПЗ 2 млн т нефти в месяц, потому что Белоруссия уже начала отгружать из веток трубы буферную технологическую нефть, лишив себя возможности нормально получать сырье, считает Юшков.

Поскольку Россия и Белоруссия до сих пор не согласовали условия поставки и транзита нефти в текущем году, теоретически правовая ответственность за отбор транзитной нефти в пользу белорусских НПЗ может быть не установлена, рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. В отсутствие договора Белоруссия не имеет как законных, так и моральных оснований для отбора нефти, однако в сложившихся условиях она выбирает достаточно провокационный, но относительно безопасный для себя шаг, считает он: «Если Лукашенко исполнит свое обещание, многое будет зависеть от отобранных объемов – полагаю, что Россия не захочет доводить ситуацию до того, когда нефть начнут недополучать потребители из Европы и в этом случае Россия как поставщик будет инициировать новые переговоры с белорусской стороной для поиска компромисса».

Через Белоруссию в год прокачивается 70 млн т нефти – на республиканские заводы и транзитом в Европу («Белнефтехим» сообщал о прокачке 63 млн т в 2019 г. – «Ведомости»), рассказал Лукашенко: «И они [Россия] не имеют никаких проблем. Мы добросовестно, честно качаем эту нефть». Также Белоруссия обсуждает с польскими партнерами возможность закупать нефть с реверсной поставкой из Гданьска по одной из веток «Дружбы», сказал Лукашенко.

«В Беларуси рассматривают вариант поставок нефти из ЕС реверсом по одной из веток нефтепровода «Дружба». Тогда уже не Россия будет по нему поставлять нефть на Запад, а Беларусь качать из Европы», – сказал Лукашенко. По его словам, в Гданьске Белоруссия может покупать сырье у Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и США. Как ранее объяснял Лукашенко, для этого нефть придется завозить в Польшу по морю, а транзит российской нефти при реверсной работе «Дружбы» снизится до 20 млн т в год.

«Гомельтранснефть Дружба» (оператор нефтепровода в Белоруссии) подтверждал, что обсуждает с Польшей механизмы реверсной прокачки нефти из Гданьска на Мозырский НПЗ.

«У Польши сегодня нет технической возможности качать нефть к себе и от себя одновременно, но она может делать это с остановками. Допустим, неделю качаем на Мозырь, а три недели – из Мозыря. То есть это вполне технически реализуемая задача, если Польша пойдет навстречу. Мы это обсуждаем», – говорил первый заместитель гендиректора, главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго.

С начала года между Россией и Белоруссией нет договора, регулирующего условия транзита нефти, белорусский оператор в одностороннем порядке повысил на 6% тариф на прокачку, напоминает партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт. Он предполагает, что стороны действуют в условиях некоей долгосрочной правовой неопределенности. Без долгосрочного контракта, закрепляющего за белорусским оператором обязанности по транзиту определенного объема нефти, последствия от такого шага (реверсная поставка с ограничением транзита) для Белоруссии, скорее всего, ограничатся политическими и, возможно, экономическими рисками, а не правовыми, предполагает Вериго.

«Ведомости» ожидают комментариев пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, представителей российского Минэнерго и «Белнефтехима». «Транзит нефти через Белоруссию идет в плановом порядке», – сказал представитель «Транснефти».

Автор: Елена Вавина

Источник: Ведомости, 14.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики